издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нужна критическая масса осознанных предпринимателей»

Рабочая группа, созданная мэрией Иркутска, разрабатывает порядок перезаключения договоров с владельцами торговых точек

Когда мы покупаем овощи в павильоне у дома или пакет молока в передвижном киоске на остановке, вряд ли задумываемся, на чьём участке стоят эти магазинчики и платят ли их хозяева за аренду. Между тем все павильоны, киоски, передвижные бочки с квасом и даже тележки с мороженым должны быть вписаны в схему размещения нестационарной торговли и соответствовать правилам, установленным администрацией Иркутска. Что делают власти города, чтобы упорядочить работу ларьков и павильонов, рассказал и.о. заместителя мэра – председателя комитета по экономике и стратегическому планированию Иван Фоминых.

– Сколько киосков и павильонов в Иркутске?

– 1022 нестационарные торговые точки находятся в схеме размещения. Часть из них – сезонные, например киоски мороженого работают с 15 апреля по 15 октября. Договор с предпринимателями заключается на три года с перерывами на холодные месяцы.

– Так ли необходимы городу эти ларьки, которые не всегда хорошо смотрятся на городских улицах?

– Вопрос эстетики, я считаю, мы должны рассматривать не в первую очередь. В Иркутске есть микрорайоны 1970-1990-х годов постройки, в которых первые этажи домов занимает жильё. Дефицит торговых площадей, которые могут арендовать магазины, компенсируется за счёт передвижных точек. Например, есть микрорайоны, где из-за плотной жилой застройки мало мест, и предприниматели не могут арендовать стационарное место. Люди привыкли покупать необходимые им товары в маленьких фургончиках рядом с остановкой. Если такой фургон перестаёт работать, в администрацию сразу поступают жалобы.

Нестационарная торговля важна для города ещё и потому, что даёт работу более чем трём тысячам иркутян. Вместе с членами семей и поставщиками на этом рынке задействовано около 30 тысяч человек. Упорядочение работы нестационарных точек – это прежде всего социальный вопрос.

Предпринимателю невыгодно вести бизнес в условиях непредсказуемости. Городу при этом нужно упорядочить расположение, внешний вид. Есть схема расположения НТО, в которую должна быть вписана та или иная точка. Кроме того, должен быть заключён договор. Сложность в том, что много договоров в Иркутске было заключено до 2011 года. Торговые точки работают бессрочно, по Гражданскому кодексу договоры продляются каждый год. Администрация может расторгнуть такой договор в одностороннем порядке. Таких в Иркутске 48% из всех заключённых договоров. Зная, что в любой момент он может потерять место, владелец не спешит вкладывать деньги в обустройство и приводить торговую точку к нормативам.

– Какие есть варианты решения проблемы?

– Уполномоченный по правам предпринимателей предлагает заключить с предпринимателями договоры на семь лет. Создана рабочая группа, которая предложила ввести для тех, у кого бессрочные договоры, переходный период в один год. После этого через торги заново заключать договоры.

В этом случае получается, что предпринимателям, у которых есть бессрочные договоры, предлагается участвовать в торгах. Понятно, что не всегда они могут выйти победителями. Предприниматели собрали предложения, они просят исключить пункт о торгах для тех, у кого уже есть договоры.

Кроме того, 30 января 2021 года вышло распоряжение регионального правительства с рекомендациями о пролонгации договоров на размещение НТО. Муниципалитетам предложено в двухмесячный срок разработать проекты нормативных актов. Этим мы занимаемся сейчас.

– Как вы видите процесс урегулирования ситуации?

– Нужны понятные правила и социальная стабильность. В интересах администрации города скорее прийти к решению вопроса. Если Федеральная антимонопольная служба сочтёт возможным заключение договоров без конкурентных процедур – речь только о бессрочных договорах, заключённых до 2011 года, – на мой взгляд, от этого все только выиграют. Если хотя бы 90% из этого числа заключат долгосрочные договоры, будут прописаны обязательства владельцев точек, у администрации будут рычаги управления этим большим хозяйством. Надо наводить порядок, вносить здравый смысл в правила. Делать так, чтобы они были применимы.

– Планируете ли вы, что торговых точек станет больше?

– Нужно упорядочить работу так, чтобы павильоны и киоски не находились на газонах, не портили архитектурный облик, были безопасными для покупателей – не стояли близко к проезжей части. Сколько в итоге получится торговых точек – это второй вопрос.

В проекте схемы размещения НТО предполагается добавить 190 объектов. Редактирование этого документа идёт в заявительном порядке. В администрацию подают заявки – мы их согласовываем. Прежде проверяем, не стоит ли объект на инженерных сетях, соответствует ли нормам.

Запретить, расторгнуть договоры – простое решение. Нам важно вывести предпринимателей в правовое поле, чтобы они могли выполнить требования администрации и работать законно. Нужна критическая масса осознанных предпринимателей. Если таких будет 90%, можно будет сказать, что мы навели порядок в этой сфере.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры