издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Магистральное направление

Завтра День работников дорожного хозяйства

В девятый раз отмечают свой профессиональный праздник люди, чьи судьбы тесно сплетены с сетью автомобильных дорог, незримо опоясаны мостами и путепроводами. Осень для них – пора не только ответственная, но и радостная – сдача построенных объектов в эксплуатацию. О том, с какими показателями дорожники встречают свой праздник, какие определяют приоритеты на 2010 год, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник управления дорог «Прибайкалье» Александр Суслов.

– Александр Геннадьевич, ни для кого не является секретом, что современных дорог в Приангарье мало и строятся они медленными темпами. Подтверждение тому – наша главная магистраль, именуемая в народе Сибирским трактом. Некоторые участки её до сих пор стоят в гравийном варианте, вызывая справедливое негодование у автомобилистов.  В то же время нельзя не видеть, что в последние год-два дорожной отрасли стали больше уделять внимания и общественность, и правительство. Дорожники как-то ощутили это на себе?

– Конечно. Несмотря на кризисную ситуацию, в 2009 году на наши нужды было запланировано  3,6 млрд. руб., что на миллиард больше, чем в благополучном 2008-м. Правда, потом 15% секвестировали с объектов, на которые уже были заключены контракты с подрядчиками. Естественно, это затронуло и нас, и подрядчиков, которые с опаской входили в строительный сезон. В дальнейшем ситуация выровнялась, и мы встречаем свой праздник двумя введёнными объектами. Это участки протяжённостью 7,3 км дороги М-53 «Байкал» в Нижнеудинском районе и 2,5 км с новым мостом через р. Курзанка в Тулунском районе. Эти новостройки в активе наших давних коллег – ОАО «Братскдорстрой-1» и слюдянского ЗАО «Дорожник», сработавших очень качественно.

В начале ноября будем вводить последний участок обхода г. Тайшета (1207 – 1215 км). Весь обход протяжённостью 24 км в своё время был разбит на три пусковых комплекса. Первый из них был сдан в 2000 году, нынче сдаём последний. Работы на объекте немного отстают от графика, но, думаю, такая мощная подрядная организация, как ЗАО «Труд», наверстает упущенное. Сегодня на сдаточном комплексе полным ходом идёт укладка асфальтобетонного покрытия, монтируются перильные и барьерные ограждения. С вводом Тайшетского обхода будут ликвидированы два пересечения с ВСЖД, из города уйдёт транзит, разгрузится улично-дорожная сеть. Кстати, жители не только Тайшета, но и посёлков Байроновка, Н. Акульшет, других населённых пунктов избавятся от шума, пыли и грязи.

– А когда на Московском тракте полностью исчезнут гравийные разрывы? Какова на сегодня их общая протяжённость?

– До сих пор на главной магистрали, связывающей запад с востоком, остаётся около 50 км гравийных, или «раздетых», участков. И хотя положение усугубляется недостаточным финансированием, мы не отступаем от запланированных объёмов. В нынешнем сезоне капитально отремонтировано 16 км  дорог и шесть мостов. Это участки протяжённостью по 6 км в районе пос. Кутулик Аларского района и в Заларинском районе. На них было довольно изношенное покрытие, оба нуждались в капитальном ремонте труб, требовалось установить новые средства организации движения. Эти объекты отработал наш надёжный подрядчик – ООО «Сибна».

Давно нуждался в капитальном ремонте и четырёхкилометровый участок на М-55 (155–159 км) в районе г. Байкальска. Там дорога узкая, двухполосная, идёт серпантином под отвесными скалами, где происходят частые осыпи. Всё это создавало проблему безопасности движения транспорта. Теперь там проведён капитальный ремонт покрытия, сделаны подпорные стенки, откосы укреплены габионами (габион – заполненная крупным камнем металлическая сетка). Слюдянское предприятие ЗАО «Дорожник» прекрасно справилось с поставленной задачей.  

Всем нам хочется более высоких темпов ввода новых участков дорог, соответствующих современным требованиям. Но сразу, тем более в сегодняшней сложной экономической ситуации, это невозможно. А потому для нас, занимающихся обслуживанием, главное, чтобы безопасный, бесперебойный и беспрепятственный проезд обеспечивался не только на построенных и планируемых к вводу новых участках, но и на всём протяжении автотрасс, независимо от их состояния. Вот почему основной упор сделан на содержание дорог. Концепция эта основана на здравом смысле и мировом опыте: прежде всего сохранение существующих дорог, а затем, в зависимости от финансовых возможностей, – строительство новых. В данной ситуации основной задачей становится поддержание ранее построенных участков магистралей и продление срока их службы. Причём эту задачу приходится решать с минимальными финансовыми затратами.

– Проблема безопасности, сокращения ДТП в связи с дорожными условиями стала весьма актуальной. Что вы скажете по этому поводу?

 – В прошлом году нами был разработан и согласован с областным ГИБДД и Росавтодором проект организации дорожного движения, в соответствии с которым на М-53, М-55 и дороге Иркутск – Усть-Ордынский установлен 3871 недостающий дорожный знак с оцинкованной стойкой и плёнкой с повышенным светоотражением. Нынче разработали (находится на согласовании) проект организации дорожного движения на автодороге «Вилюй». Работы там проведём в следующем году.

[/dme:i]

На всём протяжении федеральных дорог сделана разметка. Согласно требованиям Росавтодора, теперь она наносится два раза в год – в начале и конце лета. Как следствие, за прошедшие 8 месяцев имеем снижение ДТП по причине сопутствующих дорожных условий на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В условиях недофинансирования отрасли урезаются средства и на выполнение программы по безопасности. Думаю, сильно экономить на этом – грешно.

 – Из выделенных на этот год управлению 3,5 млрд. рублей сколько освоено на сегодняшний день?

– Немногим более 2 млрд. рублей. В оставшиеся 1,5 млрд.  входят и традиционные работы по содержанию дорог и мостов, и строительство обходов Иркутска и Тайшета, других плановых объектов.

– Александр Геннадьевич, достаточно ли средств выделено подрядчикам на строительство 24-километрового обхода г. Иркутска? Как они осваиваются? Устраивают ли вас темпы работы?

– Годовой лимит данного объекта – порядка 600 млн. рублей. Ещё 100 млн. добавлено за счёт участка дороги М-53 (1224–1251 км), ввод которого перенесён на следующий год. За восемь месяцев освоено 586 млн. рублей. На объекте практически на 95% готово земляное полотно, закончено переустройство коммуникаций, смонтировано и уложено более двух десятков  металлических гофрированных водопропускных труб диаметром от 1,5 до 5 метров, возведён трёхпролётный 80-метровый мост через р. Вересовку. Сейчас готовится основание дорожной одежды, чтобы в мае 2010-го приступить к укладке асфальтобетонного покрытия. До конца года МО-34 должен поставить все опоры и собрать как минимум два металлических пролёта на строящемся мосту через р. Иркут. Небольшая заминка вышла с путепроводными развязками на пересечениях и примыканиях обхода с основной дорогой, но мы решим эту проблему.

– Специалисты предлагают технологии, которые могут увеличить межремонтные сроки эксплуатации. Речь, прежде всего, о цементно-бетонном покрытии. Вы как относитесь к этому ноу-хау?

– Это дороги 20-го века, они строились в тех местах, где в достатке прочные материалы, качественный цемент. С нашей сложной геологией можно попасть в такую ситуацию, что дорогу просто всю разломает. Если асфальтобетон – это гибкая конструкция дорожной одежды, то цементобетон – жёсткая. Она приемлема там, где крепкие грунты, хорошее основание, а у нас много болот, слабых грунтов. Здесь нужно всё тонко взвешивать, поскольку цементобетон не прощает никаких ошибок. В общем, для нас подобное ноу-хау неприемлемо, будем продолжать «одевать» свои дороги в асфальтобетон.     

– А какие задачи ставите на следующий год?

– Считаю, что в 2009-м мы поработали неплохо, хотя сезон выдался непростой. Ещё сложнее будет в следующем году. Если нынче мы вводим порядка 17 км дорог, то в будущем планируем ввести 34 км (обход г. Иркутска и участок дороги М-53, который непосредственно примыкает к обходу Тайшета). Усугубляет обстановку переданная в ведение нашего управления дорога Тулун – Братск – Железногорск-Илимский – Усть-Кут – Верхнемарково («Вилюй») протяжённостью 700 км. Многие её участки требуют и реконструкции, и срочного ремонта. Так что, как ни трудно нам было нынче, следующий сезон будет труднее вдвойне. Одна надежда, что дорожники наши это поймут и сумеют обеспечить магистрали надлежащий уход. Все они обладают чувством долга, любят своё дело и свою работу.

Спасибо вам, друзья и коллеги, за верность нашей профессии. С профессиональным праздником вас! Здоровья и счастья в личной жизни!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры