издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первым делом – самолёты...

  • Автор: А.Ф. ФАТИН, заслуженный работник транспорта

На этой неделе чествовали участника Великой Отечественной войны, лейтенанта в отставке Петра Дмитриевича Фролова, которому исполнилось 90 лет. Он последний оставшийся в живых пилот из всех лётчиков – ветеранов войны, работавших в Иркутском аэропорту.

Мы подружились с ним в  60-х годах, когда вместе летали на АН-2 над Илимской тайгой и в Саянах  в составе геофизических экспедиций по поискам полезных ископаемых. К тому времени он уже налетал немало часов  в разных геологических экспедициях страны: работал в Иркутском геологическом управлении, обслуживал поисковиков алмазов в Якутии, был в числе первооткрывателей Краснокаменского месторождения урана в Читинской области. И вообще считался одним из лучших пилотов-съёмщиков Восточной Сибири. Его, освоившего одиннадцать типов самолётов, лётчики Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, многим из которых он дал путёвку в небо, и сейчас считают профессором в лётном деле. Действительно, много ли у нас найдётся пилотов, отдавших авиации 45 лет своей жизни?

Дружить с ним легко и интересно. Человек спокойный и рассудительный, он много знает и в свои уже немолодые годы не перестаёт интересоваться всем, что происходит вокруг, не замыкается в одиночестве. Потому-то в наш самый любимый праздник, 9 Мая, мы, друзья-лётчики, геологи, геофизики и садоводы-любители, собираемся у Петра Дмитриевича на квартире и вспоминаем, вспоминаем… Сам он всегда рассказывает особенно интересно.

…Однажды, это было ещё в его родной Тверской области,  босоногий пацан Петька бежал по полевой тропинке в школу. И вдруг над ним низко-низко  пролетел самолёт, вписав в небо его заветную мечту стать лётчиком. Совсем скоро в жизнь Петра Фролова вошёл сначала Ржевский аэроклуб, потом – школа военных лётчиков в Ворошиловграде. В 1940 году его, младшего лейтенанта, направляют в город Белая Церковь служить в 33-й авиаполк Особого Киевского военного округа.

А через год началась Великая Отечественная война. С первых дней лихолетья он на боевых заданиях – сначала на Юго-Западном фронте, потом на Калининском. По 26 вылетов в месяц на бомбометание и разведку – это на пределе человеческих возможностей! И уже в августе 1942 года его гимнастёрку украсила первая боевая награда – орден Красного Знамени. А в начале 43-го в бою с группой немецких истребителей «Фокке-Вульф» его бомбардировщик был подбит над территорией противника. Так начались, по рассказам Петра Дмитриевича, самые тяжёлые годы его жизни. Плен, четыре лагеря в Восточной Пруссии, побег, возвращение к своим через всю Литву, партизанский отряд и… четыре месяца спецпроверки в лагере для военнопленных в Подольске. «Проверка была страшнее плена, – вспоминает Пётр Дмитриевич. – А обида была такая, что… Но я терпел: таковы были законы военного времени».

В правах лётчика его восстановили, но на фронт дорога была закрыта. Доверили обучать молодых лётчиков в Казанском запасном 9-м авиаполку. После демобилизации его и в гражданскую авиацию не брали. И он стал асом геолого-разведочной авиации Восточной Сибири. Потом работал пилотом-инспектором Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, пилотом-инструктором учебно-тренировочного отряда г. Иркутска. А закончил лётную работу в спасательной службе Иркутского авиационного завода, летая на вертолётах Ми-4 и Ми-8. К его боевым наградам прибавился и трудовой орден «Знак почёта».

Ветеран войны и в свои 90 не сидит сложа руки. Поддерживает связь с фронтовыми друзьями. Ведёт военно-патриотическую работу в школе № 50 микрорайона Топкинский. Выглядит не по возрасту молодцевато. Сказывается  здоровый образ жизни, привычка заниматься физкультурой, увлечение охотой и рыбалкой. Так держать, уважаемый Пётр Дмитриевич! Доброго Вам здоровья и долгих активных лет жизни!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры