издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутский треугольник

Избирателю предстоит сделать выбор всего из трёх претендентов, думая не столько о прошлом кандидатов, сколько о том, что будет с городом после 14 марта

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

К вечеру 12 января стало понятно, что в хронике выборов мэра Иркутска можно поставить первую точку: серьёзных претендентов больше не будет. Утром на сессии городской Думы Братска депутаты приняли отставку с поста мэра у Сергея Серебренникова, а во второй половине дня конференция регионального отделения партии «Справедливая Россия» приняла решение не выдвигать собственного кандидата, сосредоточить усилия на дополнительных выборах в Законодательное Собрание и оставить за собой право поддержать того из кандидатов, кто покажется наиболее достойным. Таким образом, всерьёз стоит рассматривать выдвинутого губернатором и региональным отделением «Единой России» Серебренникова и двух депутатов Законодательного Собрания – выдвиженца КПРФ Виктора Кондрашова и самовыдвиженца Антона Романова.

Что движет каждым из претендентов, на что они рассчитывают и о чём думают, сегодня важно только для них. Если принять во внимание итоги прошлых выборов мэра города, то можно предположить, что искренний интерес к итогам выборов проявляют лишь самые заинтересованные в них люди: бюджетники, чиновники, сотрудники связанных с городским хозяйством компаний, функционеры политических партий. В сумме это даст немалые цифры, и явка, возможно, даже превысит прошлые результаты – во всяком случае, именно этому будет посвящена работа двух из трёх кандидатов. Всем же остальным жителям Иркутска в принципе всё равно: кто бы ни занял место в бывшем кабинете Владимира Якубовского, он будет принят вполне равнодушно и со временем горожане привыкнут.

Между тем городу предстоят большие перемены. При любом итоге голосования на наших глазах произойдёт смена самой сути управления городом. Власть перейдёт от длинной цепочки управленцев-профессионалов, прошедших по карьерной лестнице снизу вверх за длительное время, к человеку, не имеющему ни профильного образования (по специальностям «строительство», «водоснабжение», «канализация» и подобным им), ни опыта работы в системе ЖКХ Иркутска (а это совсем не то же самое, что в любом другом городе), ни опоры на сложившуюся в городской администрации иерархическую систему. Городом будет управлять человек, ставший его главой исключительно политическими методами – при полном отсутствии политической жизни; вынужденный решать хозяйственные вопросы на уровне, до которого он никогда не поднимался; строить отношения с людьми, от которых ещё вчера был абсолютно свободен. По сути, победитель, если он серьёзно боролся, а не отрабатывал формальный номер, представляя чьи-то интересы, получает огромное количество проблем при крайне ограниченных ресурсах. Что интересно, ни один из претендентов не может получить всё и сразу – финансовую поддержку бизнеса, лояльность партий, поддержку большинства избирателей, благоприятные отношения с региональными властями и городской Думой, связи со СМИ, – а только часть этого набора и то не по своему выбору.

На первый взгляд, нет никакой трагедии: мэр будет определять основные направления развития город-ского хозяйства, расставит на ключевые посты своих людей либо оставит уже работающих сотрудников, и всё пойдёт по накатанной колее. Едва ли этому сценарию суждено сбыться. После ухода Владимира Якубовского в Совет Федерации и Николая Хиценко в правительство области единой системе управления городом уже нанесены два серьёзных удара. В период выборов, когда каждый из чиновников должен будет определиться с собственным выбором – на кого из кандидатов сделать ставку, кого поддержать и кого опасаться, – разброд усилится ещё больше. Не стоит сбрасывать со счетов и депутатов городской Думы: каждый из них имеет определённый вес не только в собственном округе, но и в общественных структурах, за каждым – поддержка бизнеса или политических структур. Рассчитывать на партийную дисциплину «Единой России» (представители которой составляют в Думе подавляющее большинство) можно, но не до конца. К сожалению, партия никому ещё не дала ту рубашку, которая, как известно, ближе всего к телу, поэтому как поведёт себя тот или иной депутат, кому он окажет поддержку словом, рублём и делом – заранее сказать невозможно. Тем более что при ином стечении обстоятельств многие из них могли и сами претендовать на пост мэра.

Ситуация ещё более запутывается, если принять во внимание такой фактор, как интересы губернатора и правительства области, причём как краткосрочные, связанные с подготовкой к юбилею города, так и постоянные, связанные с наполнением областного бюджета и общим развитием региона. Формально муниципальный уровень власти отделён от регионального, однако всем давно известно, насколько тесно взаимосвязаны политические, административные и финансовые процессы в областном центре и областном правительстве. Любой победитель выборов должен будет налаживать общение с губернатором и правительством с нулевого уровня, и это будет крайне непростой диалог. Даже Дмитрий Мезенцев, настроенный сверхконструктивно, за четыре месяца совместной работы не всегда находил общий язык с мэром Иркутска; что уж говорить об остальных губернаторах, которые последовательно изымали у города то часть доходов, то отдельные права и полномочия.

В ходе предвыборной борьбы каждому кандидату придётся искать поддержку у различных сил и групп, а значит, у победителя будут как обязательства перед горожанами, так и прямые «долги» (не только финансовые) перед «кредиторами». Самый простой и очевидный способ расплатиться – кадровый, через назначения на ту или иную должность. И он же – самый рискованный. Городское хозяйство должно работать безупречно, если не лучше, то хотя бы на достигнутом уровне, и если завершить нынешний отопительный сезон можно будет по инерции, то подготовка к следующему сразу покажет все управленческие качества нового мэра и его команды. Любой промах будет раздут до размеров катастрофы, а Иркутск с его и без того непростой репутацией и сомнительным патриотизмом многих жителей уже не может себе этого позволить.

До начала предвыборной агитации нельзя сказать, какой набор городских проблем попытается предложить в качестве первоочередного тот или иной кандидат. Но каждый должен понимать, что с частью городской территории, зарезервированной под реконструкцию исторического квартала к 350-летию Иркутска, он может попрощаться – это теперь земли областного (если не федерального) подчинения. По счастью, в Иркут-ске ещё много улиц, домов и набережных, которыми может заняться деятельный мэр. Другой вопрос, что средств в городском бюджете может быть несколько меньше, чем было запланировано при прошлом градоначальнике. Неожиданный рост областного бюджета в самом конце 2009 года показал, что далеко не все отношения, связанные с поступлением налогов, основываются на формальных процессах, – тут есть место и «дипломатическому творчеству» руководителя. Кто знает, не было ли и у Владимира Якубовского частных договорённостей с крупнейшими налогоплательщиками, в соответствии с которыми они даже в кризисное время платили налоги в полной мере? Победителю придётся либо очень быстро учиться искусству вести переговоры с людьми, чья заинтересованность в сотрудничестве крайне мала, либо очень убедительно объяснять, почему у него ничего не получается.

Особое место в этих отношениях и связях займёт федеральный центр. Практически все крупные проекты, связанные с улучшением ситуации в городе – строительство объездной дороги, завершение строительства моста, жилищное строительство, модернизация системы ЖКХ, – реализуются или могут быть реализованы на средства федерального бюджета. Опыт работы с федеральными структурами на таком высоком уровне приобретается не сразу, поэтому новому мэру придётся смириться с тем, что многие вопросы будут решаться чиновниками областного правительства.

Последним в списке, но не последним по значению, станет вопрос отношений со СМИ. Если оставить на время в стороне печатные издания – чужая редакционная политика суть глубокие потёмки – и обратиться к самым прогрессивным, сетевым изданиям, форумам и блогам, то наиболее правильным описанием будет цитата из песни Владимира Высоцкого: «Сорок душ посменно воют, раскалились добела – во как сильно беспокоят треугольные дела!…». Действительно, один и тот же набор обычно безымянных авторов и «экспертов» разной степени и глубины осведомлённости моет кости кандидатам с яростью, переходящей временами границы не только здравого смысла, но и общепринятых норм морали. Каждый из претендентов уже сейчас может считать себя пострадавшим в этой возне, но хуже всех придётся победителю – на него обрушатся с удвоенной силой сторонники двух проигравших кандидатов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры