издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Люди без жилья и практически без денег»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Переселенцы из восточных областей Украины продолжают прибывать в Приангарье. С начала года в Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области за разрешением на временное проживание и вид на жительство обратилось более 250 граждан соседнего государства, для региона это большая цифра, говорят в УФМС – за весь прошлый год таких заявлений было всего 180. Спасаясь от военных действий, люди оставляют дома в надежде на спокойную жизнь. Но устроиться на новом месте оказывается не так просто.

Елена Мартынова приехала с девятнадцатилетним сыном и тринадцатилетней дочерью из Донецка в начале июня. «Донецкий аэропорт уже не работал, мы выезжали через Крым», – рассказывает женщина. В Иркутске Мартыновых приютили знакомые, которые помогли купить билеты и поддерживают материально в настоящее время, поскольку своих средств у семьи нет. В июле финансовую помощь Мартыновым оказал Красный крест.

«Я обдумывала участие в программе переселения соотечественников и переезд в Иркутск уже некоторое время. Читала, что у вас есть потребность в людях, регион показался мне привлекательным. Европейская часть России, во-первых, и без того густонаселённая, во-вторых, сейчас весь поток наших же беженцев едет в Ростов, Московскую область – поскольку это самое близкое. Но тут начались эти события – разбомбили аэропорт, начали перекрывать железную дорогу, дальше уже тянуть некуда. На вокзале были такие толпы людей, билеты все расхватывали, я приехала с утра, ещё не знала, что буду выезжать через несколько часов, другой возможности выбраться могло не быть. С тем, что я смогла за 40 минут кинуть в чемоданы, мы и поехали…» – вспоминает Елена.

По словам собеседницы издания, по прибытии в Иркутск ей остро не хватало информации о том, куда следует обращаться переселенцам с Украины. Елена хочет подать заявление на участие в программе переселения соотечественников и получить российское гражданство. Но для этого сначала нужно получить разрешение на временное проживание, процедура занимает до двух месяцев, пояснили в УФМС по Иркутской области. Без этого документа гражданин другой страны работать в России не имеет права. 

Для участников госпрограммы предусмотрено единовременное пособие на благоустройство из средств федерального бюджета – 80 тысяч рублей для участника и 40 тысяч на каждого члена семьи, содействие в трудоустройстве и устройстве детей в школьные и дошкольные учреждения. Кроме этого – частичная компенсация найма жилья на период до получения российского гражданства. И самое главное – упрощённое получение гражданства в течение двух месяцев, рассказали в УФМС.

С начала года в Иркутскую область с разными целями прибыло более 2,5 тысяч граждан Украины, сообщила начальник отдела оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство УФМС региона Нина Седунова. В основном люди прибывали в северные районы на работу. «С февраля поток людей, которые приезжают сюда, чтобы просто убежать от военных действий, увеличился, – говорит Седунова. – По данным на 11 июля, в отдел оформления разрешений на временное проживание и вида на жительство обратилось 257 граждан, чтобы получить документы, которые позволяют жить и работать на территории РФ не менее трёх лет. Из них оформлено 189, в том числе 11 детей. Для Иркутской области это большая цифра, за весь прошлый год таких граждан было всего 180. Документ оформляется в течение двух месяцев, но так как люди без жилья и практически без денег, то при согласовании со всеми заинтересованными ведомствами стараемся выдать его побыстрее. Принимаем без очереди при первом обращении. Многие прибывают последнее время из Луганской, Донецкой областей». 

Однако само оформление документов на получение разрешения на временное проживание в миграционной службе требует серьёзных затрат: «По тысяче рублей с человека ушло на нотариальный перевод паспортов, по 2 тысячи – анализ крови и ВИЧ-сертификат, плюс осмотр нарколога и психиатра. Снимок в тубдиспансере – тоже платно, почти 3 тысячи на троих ушло. Плюс госпошлина по тысяче рублей, чтобы получить разрешение на временное проживание. То есть около 20 тысяч уже улетело на все организационные вопросы. Откуда у меня такие деньги? Хорошо, есть люди, которые мне помогают, иначе я вообще не знаю, что бы делала», – говорит Елена Мартынова.

Есть и другие сложности: без разрешения на временное проживание переселенцы не могут получить медицинский полис. «У младшей дочери (13 лет) возникла проблема со здоровьем, потребовалась операция, хоть и не слишком сложная, тем не менее, – продолжает Елена. – Хирург не может делать операцию без полиса. Хорошо, главврач детской поликлиники пошёл навстречу, взял нас под личный контроль». Чтобы собрать ребёнка в школу, тоже потребуются деньги – на школьную форму, учебники. Так что без работы для Елены и её сына встать на ноги Мартыновым будет непросто. Елену, юриста по образованию, готовы принять на работу знакомые, недавно зарегистрировавшие собственную юридическую компанию. Но прежде нужно дождаться разрешения на временное проживание. 

Несмотря на активное освещение украинской темы в СМИ и заявления властей о поддержке переселенцев, консультационной помощи недостаточно, говорят сами переселенцы. Константин, приехавший с женой и двумя маленькими детьми из Донецкой области, по его словам, уже обратился во все возможные инстанции, но ответ пока один: «Ждите». Но ждать переселенцам как раз очень непросто. В Иркутске семью тоже приютили знакомые, но оставить бежавших от войны людей у себя надолго они не могут, так что самый главный вопрос для Константина сегодня – крыша над головой. 

Между тем организацию жизнеобеспечения беженцев, объёмы возможной помощи гражданам, прибывшим с Украины, на прошлой неделе обсудили на селекторном совещании в правительстве региона. Пока просчитываются варианты обеспечения прибывающих питанием, рассматриваются несколько резервных объектов на случай увеличения количества беженцев. А помощь людям нужна уже сейчас. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры