издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Громкая премьера

Новый кабинет министров отработал первую неделю

На этой неделе был обнародован состав правительства Иркутской области. Губернатор Дмитрий Мезенцев тут же бросил кабинет министров в бой, напомнив, что каждый из них пока «получил право сдавать экзамен». И, собственно, этот экзамен и начал. В среду после почти двухлетнего перерыва состоялось заседание регионального совета, а в четверг – первое заседание нового правительства. Два дня подряд министры рассказывали, как хорошо они готовятся к зиме, как антикризисно прожили четыре месяца. А профсоюзы поведали, как писали письма «Дерибаске».

На экзамене

«Какая команда должна быть в Иркутской области?» – задал вопрос Дмитрий Мезенцев на региональном совете. И сам себе ответил: «Ответ однозначный – иркутская команда!». В общем, никто и не возражал. Членов регсовета, воскресшего из двухгодичного небытия, разместили по специальной «схеме рассадки». Рядом с Дмитрием Мезенцевым – первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. По правую руку – руководитель аппарата Владимир Дорофеев, первый иркутский вице-премьер Александр Битаров и другие члены правительства. По левую – спикер Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина, федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО Пётр Огородников, ещё один первый вице-премьер Юрий Параничев, и снова – другие члены правительства. Аккурат напротив губернатора – мэр областного центра Владимир Якубовский, по правую-левую руку которого – мэры помельче. В середине – икебана из свежих цветов. «Сидят наши ягодки», – шепнула подруге одна из девушек обслуживающего персонала.

«Ягодки» в этот день просидели без малого четыре часа. Прошло два с половиной часа, губернатор продолжал качественно допрашивать мэров об отопительном сезоне. За всё это время главе области трижды подносили чашечку чая. Остальные члены регсовета болели за область насухую. А за стеной стыли фуршетные столы. Однако губернатор был неумолим. Казалось, ему хотелось знать о каждой котельной. Более того, на следующий день Дмитрий Мезенцев разрушил повестку заседания правительства и снова предложил министрам поговорить о близкой зиме. «Право сдавать экзамен получил каждый из нас», – сообщил Мезенцев министрам. И Александру Битарову пришлось частично повторить  доклад замминистра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Александра Трифонова, сделанный накануне.

Поп-котельная

А Трифонов в среду рассказал, что на подготовку к отопительному сезону Иркутской области требуется 6,5 млрд. рублей. Из них 3,8 млрд. – на ремонт, около 2,6 млрд. рублей – на приобретение топлива. Из областного бюджета на эти цели будет выделено 1,5 млрд. рублей (36% от целой суммы), предприятия дадут 2,1 млрд. рублей (49%), а муниципалитеты – 600 млн. рублей (15%). В итоге, чтобы встретить зиму, региону не хватает порядка 2,2 млрд. рублей. Областные власти намерены направить муниципалитетам 468 млн. рублей в качестве софинансирования на подготовку к зиме.

Однако это только 2009 год. А общий долг за уже прожитые зимы – 859 млн. рублей (484 млн. рублей за тепловую энергию и 202 млн. рублей за электричество, остальное – топливо).  Семнадцать муниципалитетов накопили рекордные долги. Среди них Ангарск с 389 млн. рублей, Иркутск с 387 млн. рублей, Братск с 217 млн. рублей. По данным на 1 августа, 13 муниципалитетов не выделили ни копейки на подготовку к зиме. Среди них Ольхонский, Иркутский, Слюдянский районы.

Мэры, в свою очередь, с трудом понимают, откуда брать деньги. Как сообщил глава Нижнеилимского района Семён Гендельман, на подготовку к зиме району требуется 27 млн. рублей. 20 из них обещала выделить область. Пока пришло только 5,6 млн. рублей. «Где взять остальные 14,7 млн. рублей, чтобы не упустить время, мы думаем», – сказал Гендельман. Думать есть над чем. Сейчас на «прочие» расходы, в том числе и на подготовку к зиме, муниципальные бюджеты могут направлять не более 16% своих доходов, потому что остальное идёт на зарплату. Впрочем, Дмитрий Мезенцев быстро прервал «отопительные страдания» мэров, заявив, что разговоры типа «я не могу» не вписываются в стилистику «руководителя 21 века». «У нас уже есть самая знаменитая в России котельная и самый знаменитый Байкальский целлюлозный комбинат», – отметил губернатор. Очевидно, он вспомнил, как четыре года назад усть-кутский школьник Паша Шведков дозвонился на прямую линию президенту и нажаловался на холод в городе. Поскольку на мальчиков управы нет, губернатор намекнул: больше «знаменитых» котельных быть не должно.

Губернатор сообщил, что между регсоветом и заседанием правительства он успел поговорить с гендиректором ОАО «Иркутскэнерго» Сергеем Эмдиным. «Мы очень реальный хотели провести разговор, и он таким получился», – признался губернатор. Он сообщил, что обсуждались налоговые отчисления компании в бюджет, участие в социальных программах. Однако о долгах области энергетикам предпочёл умолчать, сообщив лишь, что «претензии области были восприняты адекватно». А позже лично исключил из резюмирующего документа обсуждения пункт об обязательстве региона в «погашении долгов за электроэнергию до конца 2009 года». Тем не менее он заявил, что к 25 августа ждёт от муниципалов полного «расклада» по структуре долгов и предложений по их ликвидации.

Как позже сообщил «Конкуренту» Юрий Параничев, после визита в Иркутскую область гендиректора ещё одной крупной энергоснабжающей компании – Русэнергосбыт – Владимира Кимерина был подписан протокол о сотрудничестве. Приангарье, со слов Параничева, получило гарантии того, что «социально важные» объекты Русэнергосбыт отключать не будет, кроме случаев, когда на 100% будет доказано, что муниципалитет не провёл «абсолютно никакой» работы по расчётам с компанией. Однако Параничев не подтвердил информацию о том, что в протокол якобы внесён пункт о «персональной ответственности» мэров за неплатежи. «Ответственность стандартная – по 131 федеральному закону. Мэр отвечает за жизнеобеспечение вверенной ему территории», – заявил Параничев. К слову, долги перед

Русэнергосбытом не превышают 18 млн. рублей. А вот задолженность социальной сферы перед ОАО «Иркутскэнерго» ещё в марте превышала 280 млн. рублей.

«Письма Дерибаске»

«Есть человеческие потери в  ходе заседания правительства», – отметил губернатор, когда зал заметно поредел на третьем часу заседания правительства. А прежде Дмитрий Мезенцев научил профсоюзы работать. Зам-пред областной организации объединения профсоюзов Валерий Лукин поднял тему Байкальска. «Не думали мы говорить о БЦБК, вы вынуждаете нас», – сказал губернатор. «Не я вынуждаю – жизнь», – отметил Лукин. «Владимир Путин заявил: сегодня собственник готов к диалогу, как никогда не был готов, – сказал губернатор. – Наше понимание философии развития комбината – это его закрытие. Но нельзя забывать о рабочих». И напомнил, что более 1,6 тысячи человек с комбината уже были «выставлены». Дмитрий Мезенцев заявил, что главная задача профсоюзов и правительства – сделать так, чтобы собственник, если он решился на запуск по замкнутому обороту, «не свалил» социальные обязательства на область. «Этим надо заниматься, а что касается палаток, то их лучше разворачивать в другом месте. Баррикады – не метод работы, а если их строить, то надо знать, перед каким зданием», – заявил губернатор. И, кстати, спросил, почему профсоюзы не обращались к собственнику. «Мы письма отправляли во все инстанции, и господину, так сказать, Дерибаске, так сказать. Ни ответа, ни привета», – подчёркнуто исказив фамилию, отрезал Валерий Лукин.

Оставив кризисный Байкальск, правительство сосредоточилось на итогах реализации антикризисного плана в исполнении вице-премьера, министра экономического развития, труда, науки и высшей школы региона Владимира Пашкова. Он рассказал, как и около 2,5 месяца назад другому губернатору, Игорю Есиповскому, что регион вписал в список федеральной антикризисной поддержки 17 предприятий, ещё 140 были названы «системообразующими». Но с тех пор явно наметилась положительная тенденция: многие предприятия, которые рассчитывали на господдержку в кризис, не дожидаясь её, начали «сами стабилизировать ситуацию» на своих территориях. Владимир Пашков рассказал, что против кризиса работает новая инициатива правительства. Накануне министр встретился с замдиректора департамента по инвестиционной политике МЭРТ РФ Дмитрием Левченковым и внёс в закон об особых экономических зонах предложения региона, расширяющие полномочия субъектов в предоставлении налоговых

льгот по налогу на прибыль и имущество. Министры не стали критиковать коллегу. «Пашков у нас дежурный врач, – улыбнулся один из коллег Владимира Игоревича. – Если простуду не лечить, она пройдёт за неделю. А если лечить – то за семь дней».  

Владимир Пашков, с лёгкой руки губернатора Мезенцева, в ответе теперь и за электронный образ власти. «Речь не идёт о замене реального руководства области виртуальным. «Электронное правительство» — это тот инструментарий, который поможет сделать работу власти более понятной», — заявил Мезенцев. «Публичные» заседания правительства обещаны раз в 14 дней, а между ними – закрытые. Накануне Дмитрий Фёдорович пожурил коллег, что они затягивают выступления и «публике» бывает скучно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры