издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приглашение к добру

Иркутске проходит выставка художника Владимира Кузьмина

  • Автор: Софья ШЕМЯКИНА, искусствовед

В рамках нового проекта, посвящённого 350-летнему юбилею Иркутска, в областном художественном музее им. В.П. Сукачёва открылась выставка заслуженного художника России, лауреата премии Аркадия Вычугжанина, лауреата губернаторской премии 2010 года Владимира Александровича Кузьмина. Художник посвящает её своему родному городу – Иркутску. Здесь он родился, учился в художественном училище, здесь прошла вся его творческая жизнь, здесь он продолжает много и плодотворно работать.

«Какой у нас в Иркутске есть замечательный художник, искренний, добрый, постоянно приглашающий к добру, как к празднику. Вот за это ему поклон» – это слова нашего земляка писателя Валентина Распутина о художнике Кузьмине. «Постоянно приглашающий к добру»… Прекрасные и верные слова. Приглашение к добру – творческое кредо Владимира Кузьмина. И его обращение к памяти иркутян: «Давайте будем помнить, что Иркутск – старинный город, который надо оберегать, хранить, не дать уничтожить его исторический облик». На полотнах художника наш город предстаёт во всём своеобразии: старые дома, неровные улицы, соборы и церкви, построенные в ХVIII-XIX веках, просторные площади и набережные. Прошедшие века и современность на картинах художника причудливо соединились и сжились, подчеркнув особую индивидуальность Иркутска. Серии пейзажей с домами и улочками старого города рождают поистине ностальгические чувства. 

Улочки иркутские, 
Древние дома. 
Снежными платочками 
Крыши – терема.

На иркутских куполах 
Крестики сверкают, 
Старый город казаков 
Зорька обнимает. 

Стихотворение В. Кузьмина.

«Владимир любит писать старинные и просто старые дома, ибо в них, как в изморщиненных лицах старых людей, так много нажитой мудрости, будто сама история народа написала на домах и лицах свои и скорбные, и радостные, и мудрые письмена» (писатель Анатолий Байбородин).

Городские пейзажи 60–70-х годов прошлого века отличались цветовыми и световыми контрастами, тёмным колоритом и плотной живописной фактурой («Из окна мастерской», 1984). Нынешний Иркутск на полотнах художника, как старый, так и современный, наполнился воздухом и светом, как будто кисть художника легко скользила по холсту, оставляя на нём уходящие в высь деревья, знакомые контуры зданий, церквей и маленькие фигурки людей: «Иркутск золотой» (2003), «Вечерний город» (2005), «Старые дома Иркутска» (2006). Цветовое звучание стало тоньше, богатство оттенков, преимущественно жёлтого и голубого цвета, стало важным средством для более светлого и радостного восприятия окружающего пейзажа. Город помолодел, потому что молод душой художник. Не притупилось чувство любви к родному городу, остался оптимистическим взгляд на жизнь, всё так же, как раньше, художник живёт образами природы.

Владимир Александрович – человек от природы одарённый. Иркутские писатели Василий Козлов, Анатолий Байбородин и многие другие считают Кузьмина собратом по перу. И публикаций о творчестве и жизни художника куда больше написано писателями, чем искусствоведами. Писать стихи для него не хобби. Это идёт изнутри, из души – запечатлеть увиденное кистью на холсте и пером в поэтических строках.

Тематические картины последних лет посвящены сибирской природе, красоте нашего края, истории Иркутска.

С детства влюблённый в природу родную, 
Музыку жизни ночами творит.
Ветер надломит рябину сырую –
Вздрогнет художник, душа заболит –

строчки из стихотворения поэта Анатолия Горбунова, посвящённого Владимиру Кузьмину.

Этой влюблённостью в родной край буквально наполнены картины Кузьмина. Они напоминают лубок: в них и добрая усмешка, и ирония, и преклонение перед величественной и суровой красотой нашего края, и доброе отношение к зверью, обитающему в нём. Чего стоит только одна встреча на привале незадачливого ягодника, в котором узнаётся сам автор, с медведем, захватившим торбу с шишками («Байкальская осень», 1992). Живописен с яркой радугой на небе Иркутский острог ХVIII века с деревянными церквушками, часовенками, прилепившимися друг к дружке домиками, с рыбацкими лодками, плывущими по синей реке («Сибирский городок. Иркутск», 2005). Художник воссоздал жизнь старинного города, раскинувшегося на берегу Ангары, с мирно текущей неспешной жизнью. Историческому прошлому Иркутска художник посвятил большие жанровые работы: «Иван Похабов», «Переселенцы». На его картинах оживают памятники храмового зодчества города. Кузьмин пишет церкви и соборы Иркутска в разное время года: в шапках снега и в жёлтой осенней листве, во время больших праздников и в минуты тишины. «Потому и дороги они сердцу иркутян, что вещей и нетленной, доступной каждому памятью доносят нам время, дух и искусство наших предков…» (В. Распутин).

Владимиру Александровичу больше удаются портреты людей, так же полностью отдающих себя делу и духовно ему близких («Портрет искусствоведа Натальи Новиковой», 1992; «Портрет писателя В. Распутина», 2010; «Портрет поэта Михаила Трофимова», 2008; «Портрет художника Андрея Рубцова», «Портрет писателя А. Байбородина», 1989). Мастер не стремится к полной передаче внешнего сходства, отразить внутреннюю суть – вот что важно. Именно за такой портрет поэта Александра Никифорова Владимир Кузьмин в 1998 году был удостоен премии имени Аркадия Вычугжанина. Часто фоном для портретов служит мастерская художника. Это его второй дом, любимый и полный самых разнообразных предметов из стекла, фарфора, бронзы, с живыми и сухими букетами рябины. Как у человека верующего, на стене – иконы. Они придают совершенно иное звучание и портретам, и натюрмортам. Икона в них важна своей духовной сутью. Владимир Кузьмин очень любит жанр натюрморта. Найти гармонию в сочетании разных предметов по цвету и форме, скомпоновать всё в изящную композицию, умело соединить мёртвую натуру с живой красотой цветов или красных гроздьев рябины – задачи, которые ставит перед собой мастер.

В небольшой статье не охватить и не рассказать обо всём, что сделано художником за творческий период его жизни. Но юбилейная выставка познакомит зрителя со многими лучшими и в основном последними произведениями Владимира Александровича Кузьмина, даст возможность глубже почувствовать обаяние его творчества, светлого и лирического по своей сути, отмеченного печатью яркой индивидуальности.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер