издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не можете предложить содержание – предложите стиль»

Евгений Минченко советует пиарщикам начать обслуживание российской «наследственной элиты»

Будущие выборы в Заксобрание уже привлекли в Иркутск «живых политологических легенд», а попросту политтехнологов. Наиболее активную работу в регионе начали те, что ангажированы «Единой Россией». Несколько раз город посещал Александр Хинштейн, а на прошлой неделе в столице Приангарья объявился глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Во время публичной лекции на истфаке ИГУ он рассказал студентам, где лучше сегодня зарабатывать. Самый денежный сектор – это обслуживание нарождающейся российской «наследственной элиты». «То есть надо объяснить населению, зачем нужна эта долго и гораздо лучше живущая наследственная аристократия», – обозначил перспективные задачи политолог. Когда местные пиарщики попросили Минченко поделиться свежими идеями, которые могла бы «толкать» партия власти на выборах в ЗС, он признался, что свежих идей нет. И предложил пройти по городу с барабанами.

«Увидеть Минченко, чтобы внукам потом рассказывать» собралась целая аудитория. Известно, что в начале марта прошло закрытое совещание первого замруководителя кремлёвской администрации Вячеслава Володина по созданию пула политических аналитиков для проведения независимого мониторинга ситуации в наиболее сложных выборных регионах. Минченко тогда через СМИ активно поддержал эту идею, предложив услуги своего центра. 

Сейчас он материализовался в Иркутской области в образе «живой политологической легенды». Минченко не стесняется откровенно называть себя «политтехнологом и лоббистом». Он работал на выборах губернатора Иркутской области в 1997 году, в кампании по выборам в ЗС 2004 года. Приезд его на этот раз можно воспринимать как попытку усиления региональной команды пиар-специалистов «ЕР» в сложном регионе и «прощупывание» ситуации. Его лекция называлась «Политические технологии нового тысячелетия: заказчики, аудитории и инструменты». 

В ситуации, когда мир «на пороге Рагнарёка» разделится на благополучную элиту и чрезмерно информированных, а потому завидующих «остальных», пиарщикам важно занять своё место у элиты. Причём не имеет значения, на мировом ли уровне или на региональном. «Как в «Дне независимости»: появляется раса космических кочевников, которые перелетают с планеты на планету и высасывают ресурсы, – пояснил Минченко. – Тип такой хищнической элиты сегодня формируется во всём мире, это глобальная элита, которая не имеет привязки к стране». 

О российской элите Минченко предпочёл не говорить всуе (а то обидится), зато довольно долго иллюстрировал, как она формируется за рубежом. Назвал три составляющих клана Обамы, которые распределили между собой ключевые посты в администрации президента – кланы Кеннеди, Клинтонов и чикагский клан Дэйли. В КНР, заметил Минченко, к власти пришло пятое поколение китайских руководителей. «Вот, а потом говорят – у нас питерские кланы…» – сокрушался политолог недалёкости соотечественников. 

Как раз передача власти по наследству и является основным моментом «внутриэлитного» напряжения в России, считает Минченко. «Молодые перспективные ребята говорят: «Мой максимум – это замминистра или руководитель департамента. А вице-президентом будет уже чей-то сын», – иллюстрирует политолог. «Эта новая нарождающаяся элита хочет закрепить свой наследственный характер, она и нуждается в пиаре сегодня. Это один из потенциальных перспективных заказчиков, – дал он профессиональный ориентир студентам-историкам. – То есть надо объяснить населению, зачем нужна эта долго и гораздо лучше живущая наследственная аристократия». 

Минченко посоветовал студентам читать Цицерона, Тацита и Плутарха, чтобы потом легче было «разбираться в политике» и обслуживать элиту. Что, в общем, в тренде с советом замминистра по связи и массовым коммуникациям Алексея Волина, который пожелал журналистам «зарабатывать деньги для тех, кто нанял». Кстати, местная научная элита хорошо реагирует на тренды. Факультет психологии ИГУ открывает обучение магистров психологии «для сферы государственных и муниципальных служб». В числе изучаемых дисциплин – и услуги по коррекции «психологического выгорания» чиновников, и совсем уже экзотические методы психологического воздействия на человека и группу, включая эриксоновский гипноз. 

Минченко просил особо обратить внимание на то, что помимо «овощей»-пенсионеров в России, да и в мире растёт другая электоральная сила – этнические меньшинства, которые могут стать и большинством. «Одним из последних шагов администрации Барака Обамы была резкая либерализация миграционного законодательства, – напомнил пиар-специалист. – И легализация гражданства порядка 100 тысяч мигрантов. Я думаю, что те люди, которые в России предлагают упростить предоставление гражданства людям из СНГ, на самом деле ориентированы на то, чтобы получить большее количество управляемых избирателей». 

Российское общество сознательно дробят на кусочки (автомобилисты со своими ямами, опасающиеся педофилов родители, пенсионеры и т.д.), а потом собирают под нужные флаги в различные конфигурации, считает политолог. В США это дошло уже до крайних стадий – методики микротаргетирования от Саши Айзенберга. Когда партии формируют нужные им базы данных и «бьют» по конкретным предпочтениям конкретного избирателя, к примеру, идею о равноправии секс-меньшинств и негров понесут только чернокожей лесбиянке, а её консервативному соседу – идею государственности. Стоит заметить, что «ЕР», в том числе и региональная, уже давно носится с идеей «захода в каждый дом». А проект «Народная инициатива», когда в маленьких посёлках за 2-3 новых компьютера и починенную проводку можно купить избирателей, практикуется более чем успешно. 

Говоря о «внешнем виде» власти и оппозиции, Евгений Минченко за-явил, что условным «хипстерам» надо было бы более чётко просчитать образы. Он посмеялся над оппозиционным лозунгом «Люди с хорошими лицами», поскольку внешний вид оппозиционера Дмитрия Быкова считает малоубедительным под такой растяжкой. И посоветовал набрать оппозиционерам красивых «тёлочек», которые поддерживали кампанию Барака Обамы. Почему тот же совет не был дан «Единой России», которая обычно выставляет заградотряды из крайне унылых бабушек и Свет из Иваново, неясно. Впрочем, Минченко сам признал, что вопли полуголых девушек «Я хочу Путина!» выглядят комично. Он выразился деликатно: «Путин перешёл в другую категорию. Он уже не мачо, он отец нации». Политолог с повышенной бодростью попытался убедить аудиторию, что события конца 2011-2012 годов придали отцу нации юношеского огня. «От него реально пёрло драйвом. Это были его первые конкурентные выборы, – передал личные впечатления Минченко и тут же предложил свои услуги: – Говорят, что у Путина нисходящий тренд, а я вижу – есть возможности для его апгрейда». 

Региональные пиарщики от «Единой России» тоже пожаловались Минченко на «дефицит сюжетов, которыми можно заинтересовать избирателей». Им можно посочувствовать – помимо унылых примелькавшихся лиц «политэлиты», которые волей-неволей, напрягая мозги, всё равно пиарить придётся (а эта «наследственная элита» даже причёски не меняет лет восемь уже, разве что зубы), темы, вылетающие из предельно консервативных уст политических аксакалов, тоже «тухлые». «Здравоохранение надоело, ЖКХ надоело…» – перечислял Сергей Шмидт, который обратился за креативом даже к собственным студентам. 

«Я считаю, помогут стиль и драйв, – заявил Минченко. – Думаю, находки должны быть стилистические, а не вот это… му-му-му… Надо бы пенсии повыше, зарплату побольше, социалочка, бабе цветы, дитям – мороженое… Не можете предложить содержание – предложите стиль. У меня один приятель на выборах регионального Законодательного собрания выгнал на улицу 500 человек с горнами и барабанами». Однако, зная местное отделение «Единой России», мы, скорее всего, не увидим на улицах Людмилу Берлину с барабаном, а Геннадия Истомина – во главе косяка стерхов. Региональным пиарщикам придётся работать как обычно – без стиля и содержания. Апгрейд Евгению Минченко нужно приберечь для других регионов. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector