издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Отпуск губернатора за бюджетный счёт закончился прокуратурой

По оценке КСП, на заграничные поездки Сергея Левченко ушло не меньше 65 млн рублей

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко очень любит охоту и заграничные путешествия. Последние он предпочитает совершать за бюджетный счёт. Генеральная прокуратура заинтересовалась частыми вояжами и дала поручение Контрольно-счётной палате области проверить их эффективность. Оказалось, что финансирование поездок осуществлялось с нарушениями. А измерить эффективность бурной ярмарочно-выставочной деятельности губернатора и правительства не представляется возможным. Впрочем, что и требовалось доказать.

В прошлом году губернатор объехал полмира и везде презентовал потенциал Приангарья. В этом году всё начиналось так же бодро. Прокол случился в Австрии, куда Сергей Левченко два года подряд ездил с музыкой, то есть с оркестром. Выяснилось, что деньги за прошлогодний концерт на счета областной филармонии так и не дошли. После этого поездками губернатора очень заинтересовалась Генеральная прокуратура РФ и спустила поручение – проверить «венский» контракт, а заодно посмотреть, как финансируются заграничные вояжи правительства и губернатора, насколько они эффективны. КСП при подготовке ответа выяснила много интересного.

Иркутская матрёшка

Поездки губернатора в заморские страны хорошо замаскированы. Они финансируются через ведомственную целевую программу, которая лежит в подпрограмме, спрятанной в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015–2020 годы. Получается не программа, а какая-то матрёшка. Кстати, оркестр вообще ездит по отдельной статье расходов – культурного профиля.

Зато уж в целевой программе всё прекрасно – выставки, презентации и ярмарки за рубежом. Вот только КСП не понравилось, что между мероприятиями программы и её целями невозможно установить взаимосвязь. А цели глобальные – разработка механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности региона и увеличение инвестиций в основной капитал.

Ведь «инвестиции в основной капитал в ВРП» – показатель макроэкономический. Это общий котёл, куда вносят свою долю все предприятия и организации региона. Например, инвестициями считаются затраты на строительство, приобретение оборудования, вложения в разведку недр и оценку полезных ископаемых. Как оценить влияние выставок на разведку недр, к примеру? Скорее всего, никак.

 

Поэтому КСП делает единственно возможный вывод о том, что целевой показатель для оценки эффективности программы изначально выбран неверно. Хотя на самом деле оценить эффективность всей ярмарочно-выставочной деятельности очень просто. Достаточно ответить на вопрос: сколько инвесторов привёл в регион губернатор благодаря своим поездкам? Но нет, эффективность программы измеряется не в инвесторах и не в новых проектах. Кажется, на самом деле она вообще измеряется количеством положительных эмоций и впечатлений, полученных первым лицом области.

Аппетит приходит во время езды

Кстати, с 2015-го по 2019 год в программу 17 раз вносились изменения. Причём делалось это хаотично и бессистемно. Сначала объём финансирования увеличивается, через месяц – уменьшается, через неделю – опять увеличивается. По мнению КСП, это соответствует затратному, а не программно-целевому методу планирования бюджета. То есть захотелось губернатору махнуть в Вену – поездку тут же вставили в программу и профинансировали. Подвернулась поездка в курортный французский городок – внесли в программу Францию.

Вот только не надо говорить, что план поездок существовал заранее, был хорошо продуман, а презентации проводились в тех странах, где у региона имеются экономические связи и потенциальные инвесторы. Это, кстати говоря, обязательное требование к госпрограмме. Но на Кубе у нас инвесторов нет, а презентация – есть. И аудиторы КСП делают вывод, что в программе «не определены приоритетные направления поездок ни с отраслевой, ни с геополитической точки зрения».

Несмотря ни на что, целевая программа финансировалась с нарастающей динамикой. В 2015 году она исполнена на 7,3 млн рублей. В 2016-м – уже на 8,8 млн, в 2017-м – на 13,4 млн, а в 2018-м – на 18,1 млн рублей. Видимо, аппетит приходит во время езды. В 2019 году запланировано 12 млн рублей, из них 8 млн было освоено ещё к 1 мая. Получается, только в рамках целевой программы Сергей Левченко с группой поддержки накатался почти на 60 млн рублей. Наша газета уже писала, что один только люкс губернатора в таких поездках стоит не меньше 100 тысяч рублей за ночь.

КРИО тратит деньги криво

Однако это ещё не всё. Губернатор так сильно любит свой регион, что готов говорить о нём день и ночь, не жалея пошатнувшегося здоровья. Поэтому просто бюджетных денег, проведённых через целевую программу, ему не хватило. Часть мероприятий решили финансировать через Корпорацию развития Иркутской области (КРИО).

Специально для этого КРИО создала некоммерческую «дочку» – АНО «Агентство инвестиционного развития Иркутской области» (АИРИО). По поручению правительства именно туда загонялись деньги корпорации, и дальше АИРИО выступало как оператор.

Так, 25 мая 2016 года КРИО перечислила «дочке» 2 млн рублей. Второй взнос в размере 3,8 млн сделан 22 сентября того же года. Эти деньги пошли на проведение презентации Иркутской области в Китае. По материалам проверки прокуратуры установлено, что деньги выделены согласно поручению правительства области. Смета расходов подписана заместителем министра экономического развития области Булдаковым.

Но денег не хватило, пришлось немного добавить. Третий взнос на сумму 726 тысяч рублей перечислен 11 октября 2016 года. Решение об этом было принято советом директоров корпорации. Смета дополнительных расходов подписана министром экономического развития региона Оксаной Тетериной. Таким образом, в 2016 году АИРИО получило от Корпорации развития 6,5 млн рублей тремя траншами.

В 2017 году задумали открывать представительство АНО «АИРИО» в Монголии. Начали с официального визита в Улан-Батор. Согласно смете расходов, подписанной заместителем министра экономического развития Булдаковым, установочная поездка делегации обошлась почти в 2,2 млн рублей. Но это было только начало. Потом на создание представительства и организацию его деятельности в Монголии потратили ещё около 5,1 млн рублей. В общем, только в первом квартале 2017 года КРИО внесла на содержание некоммерческой автономной «дочки» по имени АИРИО 7 млн 761 тысячу рублей.

Что не так во всей этой истории? Буквально всё – от начала и до конца. По закону организация выставок, экспозиций и презентаций для государственных нужд является государственным полномочием, осуществлять его должно министерство экономического развития. Соответственно, и финансирование должно проходить через бюджет. Только тогда расходы можно отследить и проверить.

Ведь в КРИО заливаются те же самые бюджетные деньги, но отследить их расходование гораздо сложнее. Поэтому КСП делает вывод: проведение оплаты государственных полномочий через акционерное общество никак не согласовывается с бюджетным законодательством.

«Организация презентаций, выставок, экспозиций для нужд Иркутской области на основании поручений правительства региона не соответствует статье 30 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой органы госвласти не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий», – говорится в отчёте КСП. Заставляя КРИО оплачивать командировки первого лица, правительство просто нарушало закон. Между тем общая сумма затрат на презентации и поездки незаметно для постороннего глаза перевалила за 66,7 млн рублей. Ведь затраты КРИО можно смело суммировать с теми деньгами, которые проходят через целевую программу.

Вена – Франция: путешествие туда и обратно

Таким образом, в поездках губернатора сомнительно всё: от целей до методов организации. А самым сомнительным является последнее звено в цепочке – контракты, заключённые на организацию поездок. КСП для прокуратуры проанализировала несколько из них.

Вот, например, в январе этого года состоялись очередные гастроли губернаторского симфонического оркестра в Вене. Расходы на это турне в размере 8,1 млн рублей проходили по государственной программе «Развитие культуры». Как и в прошлом году, на концерте был замечен и губернатор Иркутской области. Ведь у каждого свои традиции, кто-то с друзьями под Новый год ходит в баню, а кто-то с оркестром ездит в Вену. Потом пресс-служба стала оправдывать патрона и заявила, что губернатор был в отпуске и ездил на свои кровные.

Так вот, по данным КСП, как раз в декабре 2018 года был заключён госконтракт на 1,8 млн рублей с ООО «ЦМС» на организацию презентации Иркутской области в Австрии. Даты проведения мероприятия полностью совпали с датами гастролей оркестра – 12–15 января 2019 года.

Но это не самое интересное. Гораздо интереснее, что с тем же самым ООО «ЦМС» некоторое время назад был заключён похожий контракт на «оказание услуг по организации и проведению презентации инвестиционного потенциала Иркутской области во Франции» с 26 по 30 ноября 2018 года на сумму почти 5,3 млн рублей.

Так вот, спецификация оказанных услуг по отдельным позициям контрактов совпадает полностью. Но цена отличается иногда в десятки раз. Например, блокнот с логотипом и названием мероприятия на немецком языке стоил 150 рублей. А такой же блокнот с названием на французском языке – 554 рубля, то есть в 3,7 раза дороже. Ручка для Венской презентации обошлась в 55 рублей, для французской – в 177 рублей. Бейджик в Австрии стоил 100 рублей, во Франции – 413 рублей.

Ролл-ап в фирменном стиле (лёгкая конструкция из баннерного полотна) для французской презентации был заказан за 29,5 тысячи рублей, а для австрийской – всего за 2 тысячи рублей. Получается, за пару месяцев цена на ролл-апы упала в 14,8 раза. Наконец, консультационно-методические услуги в Австрии стоили 70 тысяч, а во Франции – 2,2 млн рублей, то есть в 31 раз дороже. Может быть, там переводчиками служат исключительно профессора Сорбонны, кто знает.

Но, похоже, кое-что знает КСП. «При обосновании начальной цены контракта необходимо руководствоваться положениями приказа Минэко РФ № 567, – говорится в ответе аудиторов. – Установление заниженной цены за единицу государственного контракта (Австрия) не согласуется с пунктом приказа 3.7.3, согласно которому при формировании контракта целесообразно принимать в расчёт информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в исполненных контрактах». Первым был исполнен как раз французский контракт. И цены там гораздо выше, чем в австрийском. Получается, ориентироваться нужно было на ролл-ап за 29 тысяч рублей.

Складывается впечатление, что при организации австрийской поездки просто не получилось повторить финт с завышенными ценами. Тем более что тема многочисленных заграничных турне губернатора за бюджетный счёт начала активно обсуждаться в СМИ. Странные манипуляции с ценами вызвали вопросы у проверяющих органов. «Возможно, формирование аукционной документации может привести к дополнительным расходам областного бюджета, ограничить конкурентность (нужна позиция ФАС)», – полагает КСП Иркутской области.

Нужно отметить, что КСП проанализировала только заграничные турне. В общем и целом в 2018 году губернатор провёл в командировках 124 дня – и всего 35 из них в заграничных. А ещё 46 дней Сергей Левченко был в отпуске. Нетрудно подсчитать, что в Иркутской области он присутствовал всего лишь 195 дней, или шесть месяцев. Ему просто некогда заниматься регионом. Наверное, поэтому за всё время губернатор так и не выбрался даже в Черемхово, не говоря уже о более отдалённых территориях. Зато в Москву летает несколько раз в месяц. Наверное, оттуда нарушения Бюджетного кодекса и странные госконтракты выглядят незначительными. Остаётся надеяться, что для правоохранительных органов они такими не кажутся.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры