издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Спектакль-благодарность

  • Автор: Мария ДОНСКАЯ, театральный критик

Идти смотреть спектакль легендарной Таганки было страшно. Оттого, что ужасно не хотелось увидеть плохой спектакль, ещё больше не хотелось увидеть деловитого самозванства, и уж совсем – агонии умирающего театра. К счастью, все эти страхи рассеялись. Невероятно, но это действительно так.

Спектакль «Нет лет» – это, прежде всего, ожившая поэзия Евгения Евтушенко, несущаяся со сцены рьяно, остро, болезненно. Вениамин Смехов называет спектакль ответом на призыв поэта, который мечтал увидеть на сцене нечто похожее на спектакль по своей поэме «Под кожей статуи Свободы» (таганская премьера 1972 года). Конечно, в то время стихи Евгения Евтушенко вызывали бурный зрительский отклик, сейчас они звучат для публики более приглушённо и отдалённо, да и сам спектакль воспринимается как воспоминание о том «ушедшем в историю отечестве» и о том былом «золотом времени» Таганки. 

«Нет лет» – это ещё и спектакль-благодарность, спектакль-признание в любви: поэту, шестидесятникам, мастеру, театру, стране, времени, жизни. Признание не вымученное, не высокопарное, а естественное и простое. А ещё «Нет лет», и это очень важно, всё-таки получился истинно таганский спектакль! От Таганки здесь, безусловно, возвышенно гражданский порыв, несвойственный нынешнему нраву и образу жизни. От Таганки и обезоруживающая своей исповедальностью, открытостью, откровенностью, правдивостью игра актёров. Педагогическими усилиями Юрия Любимова и Вениамина Смехова молодым артистам действительно передан этот уникальный код актёрского существования, который был найден в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Послушайте», «Пугачёв», «Владимир Высоцкий» и др. Правда, молодые артисты ещё не так уверенны и точны, но они «не актёрствуют», выходят к зрителям с откровенным разговором, глядя глаза в глаза, пробивая четвёртую стену. В программке состав актёров разграничивается на «ветеранов» и «не ветеранов». И, несмотря на то, что большинство зрителей пришли смотреть именно на «ветеранов», невозможно было оторвать глаз от всех сразу и от каждого в отдельности. Каждый артист индивидуален и каждый в гармонии и единстве со всеми. И даже чувствуется невесть откуда взявшийся дух студийности, хорошей студийности, которая дана нам в наследство Сулержитским, вахтанговцами, а потом и теми самыми любимовцами. В ней энергия неравнодушия, радость от со-вместного творчества, заинтересованность темами спектакля, вдохновенность и заразительность.

«Ветераны» – Татьяна Сидоренко, Анатолий Васильев, Алексей Граббе – мастерски точно владеют стихотворным словом, без нажима, без «профессиональничания», значительно и легко. Вениамин Смехов, на протяжении всего спектакля остающийся за режиссёрским столиком как наблюдатель, лишь тихими репликами комментирует мелькающие стихотворные ритмы.  Он не напрягает голоса, он говорит со зрителями, словно на кухне с друзьями… вспоминает друзей… Восторгает, что ветераны по-студенчески задорны, азартны, хулиганисты на сцене, эта их душевная молодость подчёркнуто прозвучала в четверостишье стихотворения «Нет лет»: «Копни любого старика и в нём найдёшь озорника…».

Декорации спектакля просты и лаконичны: сорваны боковые кулисы, оголена внутренняя машинерия, почти по  всей ширине сцены выстроена простая пологая деревянная лестница, несколько чёрных кубов и на их фоне – красный, символ Таганки.  Кубы выстраивают в ряд, собирают и разбирают, как детские кубики, создавая простые и вместе с тем интересные мизансцены. На заднике сцены большой проектор, на котором в течение всего действа возникает видеоарт, иллюстрирующий знаковые фигуры в жизни и творчестве Евтушенко и дополняющий поэтическое настроение спектакля.

Благодаря тому, что все молодые артисты профессионально владеют музыкальными инструментами, образуя свой небольшой оркестр, спектакль наполнен музыкой: здесь и звуки рояля, и призывные выкрики трубы, и томленье скрипки, и молитвенные напевы, и гитарные переборы, и народно любимые песни на стихи поэта. Музыка сливается со стихами, предвосхищает, подхватывает, продолжает.

Спектакль даёт почувствовать воздух стихов Евтушенко, их энергию, характер, душевность. Правда, кажутся резковатыми и неудобно неуместными в спектакле стихи о нашем времени, внося какой-то диссонанс своей натянутой злободневностью. В целом же вся композиция вовлекает зрителей в круговорот иной временной реальности и сводит нас в ней с невероятными по силе таланта и духа людьми. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры