издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пасхальное послание

Пасхальное
послание

епископа
Иркутского и Ангарского Вадима

освященному
клиру, монашествующим и всем верным
чадам Иркутской епархии

Русской
Православной Церкви

"Христос
воскрес из мертвых,

Первенец
из умерших… как в

Адаме
все умирают,

так
во Христе все оживут каждый в

своем
порядке: Первенец Христос,

потом
Христовы"

(1
Кор. 15.20—22).

Дорогие
отцы, братья и сестры,

Христос
Воскресе!

Радость
Воскресения Христова вновь
достигла нас, коснулась не только
слуха, но наполнила собою все наше
существо. Вся наша
духовно-нравственная человеческая
природа переживает глубокое
волнение, когда мы поем пасхальные
гимны нашему Спасителю,
Воплотившемуся Слову и когда
слышим друг от друга
жизнеутверждающее приветствие:
Христос Воскресе!

С твердой
сердечной верой отвечаем мы:
Воистину Воскресе Христос! Ибо эта
истина непреложна для людей, верных
Христу Спасителю. Она для них —
живая реальность. Радость о
Воскресшем Господе и вера в Него
обновляет нас, и мы чувствуем, как
все греховное, недостойное
святости, становится нам чуждым, мы
преображаемся и просвещаемся
духом, чувствуем, что Христос
Господь, Освободитель рода
человеческого от греха и смерти,
пребывает с нами, возвещает нам
вечную и новую заповедь о любви
друг ко другу и призывает нас:
"Как возлюбил меня Отец, и я
возлюбил вас, пребудьте в любви
Моей" (Ин. 15.9). И в Воскресении
Христа торжествует Божия любовь,
которая вечную жизнь, способность и
возможность быть бессмертным дает
всему человечеству. Обретает же их
тот, в ком горит пламя Божественной
любви ко всем.

Если бы Христос не
воскрес, то не имело бы смысла для
каждого человека говорить о
великих нравственных ценностях,
поскольку владычествует
всепоглощающая смерть. "Смерти
же празднуя умерщвление", мы
веруем, она уже не царствует в мире,
но "жизнь жительствует".
Богомудрый апостол Павел учит:
"Христос воскрес из мертвых
Первенец из умерших" (I Кор. 15.20).
Первенец — Христос, а за Ним и
никогда без Него "все, сущие во
гробех", которым дарована жизнь,
дана уверенность в окончательной
победе света и правды над тьмою и
злом. Потому и восклицают и пророк,
и апостол, и Златоуст святитель:
"Смерть, где твое жало? Ад, где
твоя победа? (1 кор. 15.55). Сегодня наш
Владыка Христос поразил салюс лицо
смерти. Самое ее имя Он изменил,
потому что она уже не называется
смертью, но успокоением и сном"
(Творения III. СПб, 1897 г., стр. 280.), т.е.
переходом из одной формы жизни в
другую, переход от времени к
вечному бытию. Отсюда оптимизм
христиан, отсюда свет и радость
нашей веры, радость пасхальной ночи
и светозарного дня, являющегося
предощущением для незаходимого
солнца в нескончаемой жизни
будущего века.

Смерть, если она —
прекращение жизни, страшна и
ужасна. Вместе с тем она
противоестественна, ибо
противостоит человеческому
стремлению к жизни, что в свою
очередь свидетельствует о
бессмертии человеческого духа, и
она царствовала в мире с
принудительностью физического
закона. Упразднить власть смерти не
в силах никто из живущих на земле,
сделать это мог лишь Божественный
Создатель всего сотворенного.
"Он ожил, разрушив державу
смерти, — учит святитель Кирилл
Александрийский, — поскольку Он
есть Бог, но нам через Себя и в Себе
дал это, ибо во Христе была целая
природа человека, поправшая узы
смерти" (Творения ч. XIV, Сергиев
Посад, 1909 г. стр. 116). Если бы Господь
наш был только идеально святым
человеком, сыном Божиим по
благодати, а не по существу, Его
воскресение было бы просто
"чудом", говорившим об
исключительной милости Бога, но
никоим образом не влияло бы на
судьбу всего человечества.

Исходя из
апостольского повествования о
Христе, как новом Адаме, Церковь
утверждает, что вследствие
Воскресения Христова миру дан
новый закон, закон всеобщего
Воскресения и вечной жизни, как
преступлением первого человека в
нем и во всем его потомстве
воцарился закон смерти. Подобно
тому как творение человека было
началом разумной жизни на земле,
Воскресение Христово стало началом
и причиной вечной жизни. "Смерти
празднуя умерщвление, адово
разрушение, иного жития, вечного
начало…" — поем мы в эти святые
дни.

После Христова
Воскресения каждый человек
является носителем природы,
получившей способность жить вечно
благодаря не своим личным
качествам, а потому что каждый
человек является соприродным
Христу по человеческому естеству,
которое Христос обожил и сделал
вечным. Богочеловеческий характер
Воскресения Христова делает его
причиной всеобщего Воскресения,
придает ему силу всеобщего
антропологического закона. "Если
бы человек не соединился с Богом, —
говорит святой Ириней Лионский, —
он не мог бы сделаться причастным
нетления" (Против ересей, 3.18.7,
СПб, 1900 г., стр. 291).

Воскресение
Христово наполняет сердца верующих
радостным сознанием, что Господь
прославил человеческую природу,
воспринятую в вечное и
нераздельное единение со Своим
Божеством. Поэтому Он, хотя и
вознесся на небо, продолжает
оставаться органически связанным с
человечеством, ибо вознесение Его с
человеческим телом на небо не
означает разобщения Его с нашим
миром, но Он соединяет Собою небо и
землю и воссоздает то единство,
которое было разрушено
грехопадением.

Воплотившийся
Господь Своим благовестием
насаждает в сердца человеческие
истину и любовь, которая является
основанием единства всего во
Христе, единства в Его Церкви.
Накануне страданий Своих Господь
призывает учеников к единению
органическому, нерасторжимому,
говоря о Себе как о лозе, ветвями
которой должны быть Его
последователи: "Я есмь лоза, а вы
ветви; кто пребывает во Мне, и Я в
нем, тот приносит много плода: ибо
без Меня не можете делать ничего"
(Ин. 15.5). Вот пример полной
взаимосвязи всего живущего на
земле, пример того единства, к
которому призвано человечество, и
для воссоздания которого Господь
принял крестные муки и пролил Свою
Пречистую Кровь. С трепетом
восклицает святитель Григорий
Богослов: "Какое чудо может
уподобиться чуду моего спасения!
Немногие капли крови воссоздают
целый мир и для всех людей делаются
тем, чем бывает закваска.., собирая и
связуя нас воедино" (Творения, ч.
IV. Москва 1889 г., стр. 147).

Первым
приветствием Воскресшего Господа
апостолам и ученикам были слова:
"Радуйтесь! Мир вам!" Мир
Христов объемлет всю область жизни
человечества, каждый человек,
носящий имя христианина, призван не
только стяжать мир в своей душе, но
и в меру своих возможностей нести
радость и мир всем людям,
противоборствуя силам зла.

Дорогие братья и
сестры, сегодня наша страна
переживает трудное время. Уклад
жизни, политический строй,
экономика огромной страны
претерпевают стремительные
перемены. Неоднозначные по своим
результатам, они имеют одно общее —
они затронули судьбы каждого
жителя России. Сегодня далеко не
все поддерживают происходящее в
стране; у многих растет чувство
недовольства, часто выражающееся в
открытых столкновениях, конфликтах
и забастовках.

В этих условиях
верная своему долгу Русская
Православная Церковь в лице
Святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Алексея II и Священного
Синода обращается с заявлением:
"Свобода самовыражения,
познания, поиска истины, выбора
жизненного пути, передвижения,
реальная, а не декларированная
свобода совести — все это является
несомненным успехом. Однако нельзя
закрывать глаза на то, что для
многих свободы, обретенные в
результате перемен, обесцениваются
из-за отсутствия экономической
базы для их реализации. Свобода
передвижения, например,
оказывается свободой лишь для
богатых, так как для большинства
населения поездка к родным и
друзьям — непозволительная
роскошь. Получение образования,
соответствующее призванию
человека, во многих случаях
недоступно тем, у кого нет средств
на оплату своего обучения. Пропасть
между богатыми и бедными достигла
критического соотношения, которое,
по существу может свести на нет
равенство гражданских прав.

Не желая вступать
на поле политических симпатий и
антипатий, не вмешиваясь в
политическую борьбу, Церковь,
однако, не может не выразить
глубочайшую тревогу за судьбу
России, за духовное состояние
народа, его культуру, науку,
социальное положение. Что пользы
говорить о свободах и
преимуществах, когда люди страдают
от нищеты, голода социальной
незащищенности?

Во все времена
Церковь остается на стороне слабых
и обездоленных. И в настоящее время
она, не может не возвысить свой
голос в защиту тех, кто оказался на
грани жизни и смерти в результате
трагического обнищания, лишения
необходимых условий для
поддержания жизни, отсутствия
самой элементарной человеческой
защищенности. Настоящее заявление
проникнуто чувством боли и
ответственности за людей,
оказавшихся в критическом,
поистине бедственном положении.
Речь идет о тех, кто месяцами не
получает зарплату, не имея доступа
к каким-либо иным материальным
источникам. Наша особая боль
сегодня о пенсионерах, которые в
тяжелейших условиях трудились для
блага Родины, а сегодня некоторым
из них, в том числе инвалидам войны
и труда, грозит голодная смерть…
Больно видеть пожилых людей,
стоящих с протянутой рукой в
подземных переходах, на вокзалах,
на папертях церквей. Неужели нет у
нас ни капли благодарности к этим
людям, неужели не найдется у нас
средств для того, чтобы обеспечить
им достойную старость? Не меньшее
беспокойство вызывает у нас
положение учащейся молодежи. Из-за
отсутствия средств многие молодые
люди не только бросают учебу, но и
выходят на поиски легкой добычи,
что нередко толкает их на
безнравственные поступки и
способствует росту преступности.
Талант, лишенный возможности
получить достойное образование и
стать достоянием науки, пополняет
ряды гениев преступного мира… В
крайне тяжелой ситуации оказались
дети. В стране множество бездомных
детей и подростков, брошенных
родителями, покинувших родные
места и скитающихся в поисках куска
хлеба. Вся их жизнь превращается в
борьбу за выживание… Нельзя не
упомянуть о катастрофической
ситуации, складывающейся в
здравоохранении: сокращается число
больниц и поликлиник, в которых
остро не хватает медикаментов и
оборудования, лечение становится
одной из форм бизнеса, перестает
быть доступным для малоимущих. На
горе и болезнях людей наживаются
всевозможные шарлатаны, активно
использующие средства массовой
информации для саморекламы в то
время, как истинное
здравоохранение влачит нищенское
существование…"

Особую тревогу
вызывает поток пропаганды
бездуховности, насилия, разврата,
лжи, низвергающийся на детей,
подростков, юношей и взрослых из
некоторых недобросовестных
средств массовой информации, что, к
сожалению, несомненно способствует
нравственному разложению народа.
Нельзя остаться равнодушным к тому,
что нередко наблюдается
откровенное расхищение духовных,
культурных и материальных
ценностей нашей Родины.

"Сознавая всю
тяжесть нынешнего положения, мы
призываем руководство страны,
руководителей субъектов Федерации,
представителей законодательной и
исполнительной ветвей власти,
работодателей, всех тех, на ком
лежит ответственность за судьбы
страны и народа, проявить мудрость,
добрую волю, решительность и
положить конец беспределу. Всех
тех, на ком лежит ответственность
за неуплату пенсий, зарплат,
пособий и стипендий, призываем
осознать необходимость
экстренного решения этой проблемы.
Мы обращаемся к епископату,
духовенству и ко всем верующим с
пастырским призывом осознать всю
тяжесть стоящих перед страной и
всеми нами проблем и сделать все от
нас зависящее, чтобы оказать
реальную помощь тем, кто сегодня в
этой помощи так остро нуждается.
Церковь напоминает о том, что
человеческая жизнь, здоровье и
благосостояние граждан должны быть
безусловным приоритетом при
распределении материальных
средств, при выработке
экономической и социальной
политики. Церковь заявляет, что
невыплата денег, заработанных
честным трудом, является
преступлением пред человеком и
грехом пред Богом. Священное
Писание говорит: "Не обижай
наемника, бедного и нищего… В тот
же день отдай плату его.., чтоб он не
возопил на тебя к Господу, и не было
тебе греха" (Втор. 24.14-15). Мы
обращаемся к тем, от кого зависит
благосостояние народа, со словами
пророка: "Разреши оковы
неправды.., раздели с голодным хлеб
твой и скитающихся бедных введи в
дом твой; когда увидишь нагого,
одень его, и от единокровного
твоего не укрывайся. Тогда
откроется, как заря, свет твой,
исцеление твое скоро возрастет, и
правда твоя пойдет пред тобою, и
слава Господня будет сопровождать
тебя" (Ис. 58.6-8).

Настоящее
обращение является голосом нашей
христианской совести, взывающим к
разуму и сердцам людей, облеченных
ответственностью за судьбы народа.
Мы возносим свои горячие молитвы
Миродержателю и подателю всех благ
Господу о даровании мира и
благополучия многострадальной
России. Мы полны решимости не
допустить нарастания опасной
напряженности и пролития крови,
сделать все от нас зависящее для
созидания мира, единства и любви
между гражданами нашей страны. Мы
готовы поддержать морально и своим
усердным трудом все добрые
начинания здоровых сил общества во
благо нашей Отчизны. Да поможет нам
Бог!

Воссылая
благодарение и славу Господу
нашему Победителю ада и сознавая,
что для христианина нет страха
смерти и ужаса могилы, озаримся
непреходящей радостью о Воскресшем
Спасителе и, напрягая усилие воли и
чувства в жизни своей, да избежим
всего греховного, и пусть желание
быть со Христом, так сильно
переживаемое нами в пасхальные дни,
сохранится на долгое время.

Приветствую вас,
дорогие отцы, братья и сестры, со
светозарным праздником
Воскресения Христова и призываю на
вас благословение Господа
Жизнодавца.

"Празднуя
обновление жизни нашей, — скажем мы
в заключение словами святителя
Григория Богослова, — да обновимся
и мы духовно. Все в природе
обновляется ныне — ныне весна
естественная и весна духовная;
весна видимая и весна невидимая. О,
если бы мы сподобились ее там,
духовно изменившись здесь, и
обновленными перешли в новую жизнь
о Христе Иисусе Господе нашем. Ему
же, Воскресшему, всякая слава и
честь, и держава со Святым Духом, во
славу Бога Отца" (Гр. Богослов.
Творения. ч. IV, Москва. 1889 г., стр. 127.
Слово на Святую Пасху). Аминь.

Воистину Воскресе
Христос!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры