издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Париж под колесами

Париж под
колесами

В
конце прошлого года мне довелось
побывать по туристической путевке
во Франции. Как человек, всю жизнь
проработавший в сфере дорожного
движения, вольно и невольно обращал
внимание на работу транспорта,
состояние дорог.

Первый
приступ удивления произошел в
парижском аэропорту, который
находится практически в городской
черте, и автомобильные дороги
общего назначения проходят по
территории аэропорта. На
пересечении с рулевыми дорожками
самолетов сделаны туннели. Картина
необычная: въезжаешь в туннель, а
над тобой распластал крылья
огромный лайнер.

В город
входит десятка полтора
автомагистралей. Все идут
обособленно, пересечения выполнены
в разных уровнях, один туннель
следует за другим. При подходе к
городу автомагистрали расширяются
до 12 полос, а по мере приближения к
центру делаются все уже, постепенно
растворяясь в лабиринте улиц.

В
исторической части города
транспортных развязок в разных
уровнях нет, как нет практически и
подземных пешеходных переходов.
Движение транспорта регулируется
бесчисленным множеством
светофоров. Перекрестки улиц
крайне сложной конфигурации.
Трудно понять, где перекресток, где
площадь. Режимы регулирования
также очень сложные, отличающиеся
от принятых у нас. Сигналы
светофоров с матовым оттенком.
Видимо это и есть безбликовые
светофоры: у них нет отражения
солнечных лучей от рефлекторов
светофоров, которое может дать
ложный эффект включенного сигнала.

Широко
применяются светофоры-повторители.
Это маленькие светофоры,
установленные под обычными на
высоте полтора метров, что очень
удобно для водителей, подъехавших
вплотную к перекрестку. Для
движения используется с
максимальной пользой каждый
квадратный метр городской
территории. До минимума сведены
дворовые территории, зеленые
насаждения.

Движение
транспорта очень плотное, но
больших заторов не видел, за
исключением мест, где велись
строительные работы на проезжей
части. Обращает на себя внимание
ограждение мест производства
работ. Для этого выпускаются
промышленным способом специальные
средства, начиная от
светоограждающей ленты, кончая
пустотелыми пластмассовыми
блоками, которые в необходимых
случаях для устойчивости заполняют
водой. При строительстве
применяются, наряду с обычными,
миниатюрные экскаваторы, размером
со снегоход "Буран" и объемом
ковша в совковую лопату.

На всех
дорогах проведена специальная
поверхностная обработка. Вместо
асфальта на основе
песчано-битумной смеси, нанесен
слой в несколько сантиметров из
маленьких камушков, которые прочно
скреплены специальной эмульсией.
Повышается коэффициент сцепления
колес с дорогой, дешевле становится
ее ремонт.

Полностью
отсутствует реклама в полосе
отвода автомобильных дорог. То же
самое относится и к городским
улицам. Ею залеплены стены домов, но
внимание водителя максимально
концентрируется на средствах
организации движения. Дорожные
знаки от 20 см в диаметре до полутора
метров. Над автомобильными
магистралями установлены
громадные указатели маршрутов
движения, понять которые можно с
полувзгляда.

Встречные
потоки транспорта на большинстве
загородных автомобильных дорог
разделены полосой с ограждениями.
На большей части протяженности
обочин также установлены
ограждения.

Если и раньше
французы были пионерами в
использовании разрезанных
списанных автомобилей для создания
авангардистских скульптур, каких
немало стоит по городу, то сейчас
они стали пионерами в
использовании таких автомобилей
для создания "подушек",
смягчяющих удары при наезде на
препятствие. Например, в опасном
месте перед бетонным ограждением
устанавливается конструкция из
плотно уложенных разрезанных
кузовных частей автомобилей,
которые сверху скреплены полосовым
металлом (не мешало бы установить
такие конструкции перед хорошо
известными иркутским водителям
опорами контактной сети на
кольцевой развязке у плотины ГЭС
или по улице Советской возле
ИВВАИУ).

В Париже
преобладают автомобили
современного дизайна и
конструкции. Помятых,
непокрашенных и грязных
автомобилей нет. То же самое
относится и к общественному
транспорту, надземную часть
которого представляют
исключительно автобусы —
сочлененные и двухэтажные. Все
подземное пространство города
опутано сетью метро. Количество
станций метро в три раза больше, чем
в Москве. В час "пик"
общественный транспорт работает
напряженно, но давки в нем нет.

Автотранспорт
почти на 100 процентов
отечественного производства —
"Рено", "Пежо",
"Ситроен". Иномарки видишь
очень редко. Водят автомобили
парижане мастерски, проявляя
чудеса ловкости, особенно при
парковке, не стесняясь слегка
расталкивать бампером мешающие
автомобили.

Довольно
часто в транспортном потоке
попадаются мотоциклисты. Мотоцикл
там не только средство развлечения
молодежи, для многих это часть
повседневной жизни. Почти все
мотоциклы оборудованы багажными
ящиками в задней части.
Разновидностей мотоциклов —
десятки. Начиная от 150-ти сильных
японских гигантов "Золотое
крыло", кончая малютками, вроде
наших мопедов. Но мотоциклисты есть
мотоциклисты. Гоняют, презирая
элементарную осторожность. В след
им летят нелестные эпитеты от
водителей автомобилей. Кстати,
единственное ДТП, которое удалось
увидеть, было с участием
мотоциклиста.

Пункты
технической помощи и мини-заправки
расположены на центральных улицах
города. Стоят, например, на тротуаре
две бензоколонки с ящиками для
песка, в доме рядом на первом этаже
находится шиномонтажка. Цена
бензина в пределах 6,5 рубля за литр
на наши деньги. Автомобиль размером
с наши "Жигули" стоит 50 тысяч
рублей, простенький мотоцикл типа
нашего "Ижа" — 20 тыс. руб. Билет
на метро и автобус — около 6 руб.

Средняя
зарплата — 10 тыс. рублей в месяц. К
ней мечтают подтянуться водители
грузовиков, устраивая забастовки,
которые время от времени
парализуют жизнь города.

Самое
поразительное — отсутствие копоти
и запаха от автомобильных выхлопов.

ГАИ как
таковой службы нет, никто жезлом
автомобили не останавливает.
Никаких заградительных рубежей,
стационарных контрольных постов.
Изредка полиция появляется
вечерами в общественных местах. В
то же время вой полицейской сирены
— частое явление. Полицейские
автомобили и мотоциклы постоянно
разъезжают по городу. Служит
исключительно молодежь, старше 35
лет никого, наверное, нет. Одеты все
с иголочки.

Видимо, угоны
автомобилей не особенно беспокоят
парижан: незаметно массовое
применение охранных сигнализаций,
так как при таком скопище
припаркованных автомобилей даже
ложно срабатывающих сигналов не
было слышно.

В то же время
похитители велосипедов процветают,
вынуждая их владельцев
пристегивать к неподвижным
предметам рамы велосипедов
замками, забирая с собой в
некоторых случаях, чтобы не сняли
колеса велосипедов.

Впрочем, есть
и другие отрицательные моменты
парижской автомобильно-дорожной
жизни.

Оказывается,
в центральной части города
строения очень сильно прокопчены.
Такие всемирно известные здания
как оперный театр, университет и
другие выглядят словно после
пожара. Говорят, это от выхлопных
газов автомобилей, во что трудно
поверить, так как в настоящее время
выхлопные газы не оставляют следов
копоти. Здания пострадали, когда
автомобили были не столь
совершенны, а теперь очистить их от
сажи, особенно дома, построенные из
природного камня, очень непросто.

Серьезным
недостатком, даже по нашим
стандартам, в дорожном
обустройстве некоторых парижских
автодорожных туннелей является
отсутствие ограждений на
разделительной полосе. Это
послужило одной из причин гибели
принцессы Дианы, автомобиль
которой врезался в бетонный столб
на разделительной полосе туннеля.

В настоящее
время Россия сталкивается
приблизительно с такими же
проблемами в дорожном движении, с
какими западно-европейские страны
столкнулись в пятидесятые годы.
Было бы непростительно не
использовать этот опыт, а идти
собственным путем, цена которому
будет жизнь и здоровье наших
сограждан.

В.А.
ЕВСЕЕВ, заместитель начальника
отдела транспортной инспекции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры