Мост надежды
Мост
надежды
— Дорога —
это мосты соединенные насыпью, —
такое определение дал на заре
строительства БАМа бывший
управляющий трестом
"Мостострой-9" Иван Рассказов.
В этой шутке
немалая доля правды: из 261 километра
главного пути иркутского участка
более трех с половиной приходится
на мосты — большие и малые, на
свайном основании и без таковых,
железобетонные и с металлическими
пролетами. Они разные, как судьбы,
как идеи зодчих, и так похожи
трудным своим рождением.
Автомобильный
мост через Киренгу кавалер орденов
Ленина и Красного Знамени,
заслуженный строитель России и
Бурятии, ведущий научный сотрудник
Московского института
транспортного строительства Иван
Данилович Рассказов не строил. Его
пригласили на торжества коллеги и
ученики из 45-го мостоотряда. За что,
кстати, он им особенно благодарен.
В солнечный
октябрьский день он неспешно шагал
по новенькому, словно обмытому
осенним дождиком мосту, то и дело
останавливаясь и оглядываясь по
сторонам, будто оценивая работу
своих молодых коллег. Часть этого
нелегкого труда была скрыта от глаз
там, где плещется прибрежная волна,
другая взметнулась вверх шестью
63-метровыми пролетными строениями
и видна за много километров. Издали
тысячетонная громада, обнявшая
берега своенравной реки, казалась
невесомой.
Интересно,
какие чувства вызвало это
уникальное сооружение в душе
старого мостостроителя?
— Хорошую
зависть к тем, кто, не считаясь ни с
чем, продолжает дарить людям мосты
и дороги, — Рассказов неспешно
повернулся лицом к высившемуся
невдалеке железнодорожному
собрату и добавил, — а еще гордость,
что в строительстве того красавца
мне пришлось участвовать самому.
Вот там, — он кивнул головой в
сторону левого берега, — стояли
наши палатки.
Память
сохранила яркую картину лета 95-го.
Горы конструкций, краны,
несмолкаемый грохот копра. И
посреди этого царства металла и
бетона — потерявший родителей и
пришедший к людям… медвежонок.
Методично опуская лапу в кастрюлю с
сахаром, Мишутка взирал на этот
содом без всякого страха…
То ли от
нахлынувших воспоминаний, может, от
свежего осеннего утра бледное лицо
Рассказова порозовело, молодо
заблестели глаза, и он бодрым шагом
направился к сооруженному наспех
подиуму, на котором уже занимали
места главные виновники торжества,
почетные гости праздничной
церемонии.
— Думаю, не
ошибусь, если скажу, что ничего
подобного в России уже давно не
вводилось, — открывая митинг,
сказал мэр Казачинско-Ленского
района Николай Наумов. — И хотя
новый мост — наше общее детище,
общая победа, но в первую очередь мы
обязаны ей мостостроителям, у
которых в эти дни еще один праздник
— день рождения отряда.
24 года назад
создан этот бамовский коллектив. Им
возведено 117 железнодорожных и 71
автодорожный мост, в том числе на
Лене, Муе, Селенге, Витиме… Кстати,
на западном участке БАМа 45-й первым
предъявил к сдаче свои мосты. Все
они сработаны на "отлично" и
введены в эксплуатацию досрочно.
Иркутяне
знакомы с автографами МО-45, которые
они оставили в прошлом году на
Ушаковке, а нынче — в пос. Б.
Голоустное.
Но вернемся к
торжествам. Под возгласы одобрения
сотен собравшихся земляков мэр
Николай Наумов оглашает телеграмму
губернатора Бориса Говорина, в
которой тот поздравил
мостостроителей и дорожников с
замечательным трудовым успехом.
— Пять лет
назад решался вопрос, быть или не
быть мостовому переходу через
Киренгу, строительство которого
начато еще в 1990 году на средства
Казахского леспромхоза, — напомнил
собравшимся председатель
Законодательного собрания Иван
Зелент. — Разум и хозяйский подход
восторжествовали, важнейший
объект, который свяжет северные
регионы области в Бурятией,
Сухоложским золоторудным
месторождением, Байкалом, — в строю.
С победой вас, дорогие наши
мостостроители и дорожники! Пусть
этот красавец-мост станет для вас
символом веры и надежды на лучшее
завтра нашей Родины.
Под
аплодисменты, возгласы одобрения
председатель государственной
комиссии Анатолий Вотинов
подписывает акт приемки мостового
перехода в эксплуатацию.
Председатель Законодательного
собрания Иван Зелент, начальник
облдоруправления Сергей Шабуров
(заказчик), мэр Николай Наумов,
начальник МО-45 Константин Веденеев
разрезают алую ленту. И тут же на
мосту появляется свадебный кортеж,
из полудесятка разукрашенных
машин, который и открыл движение.
Правда, дружкам и шаферу пришлось
выложить за проезд приличный выкуп,
но, судя по лицам ульканских
молодоженов Андрея и Алены
Афанасьевых, они ни о чем не жалели.
Первый день октября останется в их
жизни навсегда.
Символично,
что и название реки на русский язык
означает "орлиное гнездо".