издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога длиной в 25 лет

Дорога
длиной в 25 лет

Александр
АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская
правда"

Кафедре
"Автомобильные дороги"
Иркутского государственного
технического университета —
четверть века. Возраст, когда о
многом мечтается, много хочется и
многое удается.

Становление
кафедры шло по всем канонам
дорожного строительства — от
пикета к пикету, от вешки к вешке. За
горизонт не заглядывали, ставили
так, чтобы и перспектива
просматривалась и вешка была видна
отчетливо. Шли не быстро, однако
уверенно и с достоинством.
Приблизятся — переставят вешку и
снова вперед. Главное — неумолимое
движение. 33 вешки—выпуска отмечено
на дороге длиной в четверть века. 1300
специалистов пополнили ряды
дорожных строителей Иркутской и
Читинской областей, Якутии,
Бурятии, Монголии…

Любопытно,
что у истоков становления этой
чисто мужской профессии стояла
женщина — Ия Викторовна Дорофеева.
Это был не просто прекрасный
педагог, но самозабвенно
влюбленный в свою профессию,
студенческую аудиторию человек. Не
случайно, когда на строительном
факультете открыли специальность
"автомобильные дороги" и
сделали первый набор (25 чел.),
курировать группу позвали
Дорофееву.

Роль женщины
в становлении кафедры весьма
значительна. Не случайно и внимание
к ним особое. Инженера Людмилу
Диеву называют не иначе, как
"ангел-хранитель", доцента
Валентину Вороную —
"наседкой", "кафедральным
поэтом".

О Валентине
Владимировне хотелось бы сказать
особо. Ее выпускниками можно
укомплектовать не одну проектную
организацию или
дорожно-строительное управление.
Философ, поэт, педагог… Сколько
людей, сколько судеб пересеклись на
пути этой удивительной женщины.

— Одно могу
сказать — плохих не встречала, —
улыбается Валентина Владимировна.
— Сама наша профессия таких
отторгает.

Женщины как
бы обозначили первую вешку на пути
к профессии, в которой остро
нуждалась развивающаяся экономика,
инфраструктура страны, региона.
Разгрузка улиц городов, сооружение
обходов крупных административных и
промышленных центров — все это
требовало творческих поисков,
инженерных расчетов, неординарных
технических решений. И выполнить
это могли лишь
высокопрофессиональные кадры. Это
прекрасно понимали и работники
секции, и тогдашний декан
строительного факультета Юрий
Шелковников. Во многом благодаря
стараниям Юрия Александровича
секция была реорганизована в
кафедру "Автомобильные
дороги" (АД) в начале на
общественных, а с 1973 года — как одно
из подразделений строительного
факультета. Возглавил ее к.т.н.
Андрей Петрович Маевский.

На АД
оживилась научная деятельность,
стали устанавливаться более тесные
связи с дорожными организациями,
возвращаться специалисты,
стажировавшиеся в различных вузах
страны.

Одним из них
был Александр Кузиков — первый
"свой" кандидат технических
наук, который вскоре заменил у руля
кафедры Маевского. При нем АД
достигла необычной популярности и
стабильности, набор студентов
достиг пика — 100 человек, а из стен
кафедры вышло немало организаторов
сегодняшних производств.

С 1984 года
бразды правления кафедрой
переходят в руки ее бывшего
воспитанника, к.т.н., доцента
Николая Самбарова. Его период — это
период социальной ломки,
компьютеризации учебного процесса,
переориентации на работу в крупных
городах. Не случайно самые яркие
эпизоды из жизни кафедры ее
сотрудники связывают с
научно-исследовательскими
работами "в поле".

— Слышали
историю появления в районе Мегета
постамента с разбитым автомобилем?
— спросил Н. Самбаров. — А
последствия этой акции?

И поведал
историю появления на автодороге
Иркутск — Ангарск "шоковой"
информации, снизившей в несколько
раз количество
дорожно-транспортных происшествий.

По просьбе
городской администрации
сотрудники кафедры исследовали
насыщенность городского автопарка,
загрузку уличной дорожной сети. Это
позволило не только оценить
ситуацию на главных магистралях, но
и принять меры по их разгрузке.
Вспомним, что творилось на
пересечении 2-й Железнодорожной и
ул. Маяковского, когда поток с
ангарского моста шел вверх.
Основные работы в этом направлении
ведутся А.Ю. Михайловым.

Сегодня
кафедра АД — одно из немногих
университетских подразделений,
имеющих солидные объемы
хоздоговорных работ, тесные связи
со службами Облдоруправления,
Прибайкальской дороги,
Госавтоинспеции, ГИПРОДОРНИИ.
Совместно издается журнал, вестник
ИрГТУ "Автомобильные дороги,
основания и фундаменты" (ав.
редактор И.А. Иванов). Ряд
работников перечисленных
организаций, среди которых
начальник Облдоруправления,
депутат Законодательного собрания
Сергей Шабуров, активно помогают
кафедре в подготовке специалистов,
устройстве выпускников.

… 25 лет —
возраст, когда о многом мечтается,
многого хочется, но не все удается.
Особенно в наши столь сложные
времена.

Однако, этот
маленький дружный коллектив не
сдается. Он в поиске, в пути.

Новые
проекты, новые идеи рождаются в
стенах кафедры — все это говорит о
глубокой прочной связи между днем
вчерашним и сегодняшним. Она, эта
связь, в той напористости, в том
новаторском подходе, в том
подвижничестве, которые всегда
отличали работников автомобильных
дорог.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры