издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело о долларах

  • Автор: Марат СОЛОМИН, журналист

Дело о
долларах

Его
безрезультатно расследуют уже 3
года

Громкая
история об изъятии в ноябре 1996 года
у бортпроводников рейса 129
Москва-Иркутск крупной партии
иностранной валюты понемногу
забылась и, похоже, потеряла
интерес для общественности. У
народа своих проблем хватает — тут
уж не до чужих денег! Однако
существуют некоторые причины, по
которым стоит вспомнить тот
инцидент.

14 ноября 1996
года сотрудники регионального
управления ФСБ РФ по Иркутской
области устроили глобальную чистку
рейса 129, прибывшего из Москвы. По
версии оперативников, у них была
вполне определенная информация,
что в самолете перевозят наркотики.
Ничего похожего на дурман
работники госбезопасности не
нашли, зато в служебных помещениях
бортпроводников были обнаружены
изрядные пачки американских
долларов.

Аналогичная
ситуация была и на следующий день:
шмон, спрятанная валюта, испуганные
лица бортпроводников, не способных
сказать что-либо определенное о
владельце злополучных
"зеленых". Двухдневный улов
ФСБ составил более 400 тысяч
долларов!

Деньги были
изъяты, и с тех пор их никто не
видел. Они словно потонули в
длинных коридорах ФСБ. А тем
временем и туда, в коридоры эти,
пошли истинные владельцы
конфискованной "зелени". Это
были далеко не бандиты и не
рэкетиры, а вполне законопослушные
граждане — в основном среднего
достатка. Им долго объясняли, что
вся эта история требует детальной
проверки, а до ее окончания никто
деньги возвращать не собирается.

Для человека,
не связанного с коммерцией,
инцидент с валютой выглядит, по
меньшей мере странно: как могла
столь большая сумма денег,
принадлежащих к тому же совершенно
разным, не знакомым друг с другом
людям, оказаться в двух самолетах,
прилетевших из Москвы? Определенно
тут должен быть криминал! Однако
сотрудники ФСБ уже после первых
допросов не могли не установить,
что да, некоторые нарушения имели
место, но как такового состава
преступления не было.

Неофициальный
канал отправки денег из Иркутска в
Москву и обратно через
бортпроводников местной
авиакомпании работал к тому
моменту далеко не первый день. Им
пользовались люди, которые хотели
поменять доллары в Москве по более
выгодному курсу, а также те, кто
рассчитывал переслать наличные
деньги, не привлекая внимания
криминальных структур, которые
вполне могли бы обложить владельца
крупной суммы данью.

При подобной
схеме возникали определенные
нарушения: например,
бортпроводники, согласно правилам
безопасности полетов, не имели
права брать посылки и свертки с
валютой, не зная доподлинно их
содержания. Столичные банки, в свою
очередь, не должны были менять
валюту по ксерокопиям паспортов
или по паспортам, но в отсутствие
владельца документа. Но в чем вина
людей, которые рассчитывали
сэкономить десяток-два долларов на
более низком московском курсе или
которые не желали оказаться "под
колпаком" у бандитов? Не само ли
государство, интересы которого,
кстати, и представляет ФСБ,
поставило людей в такие условия,
что они должны что-то там коробчить
и крутиться?

Прошло почти
три года, и многие предпочли
махнуть на свои деньги рукой —
кто-то опасаясь связываться лишний
раз с ФСБ (страх перед всемогущим
КГБ еще силен у народа), кто-то —
из-за возможных проверок (при
желании "зацепить" за мелкие
нарушения можно, наверное, каждого
второго россиянина), кто-то просто
посчитал, что все эти мольбы и слезы
ни к чему не приведут. Люди не верят
в торжество справедливости — и это
одно из сомнительных
"завоеваний" последних лет.

По нашим
сведениям, сейчас лишь один
пострадавший — иркутский бизнесмен
— пытается отстоять свои интересы в
суде, но пока безуспешно. Даже
обращение к Конституции Российской
Федерации, где в статье 34 ясно
сказано: "Никто не может быть
лишен своего имущества иначе как по
решению суда" — никоим образом не
повлияло на ситуацию.

Неудивительно
поэтому, что подобные жесткие
методы иркутских "силовиков"
становятся нормой жизни. Не далее
как в марте этого года без
каких-либо объяснений был
арестован весь китайский груз
иркутских челноков — по
официальной версии, "до
окончания расследования", к
которому, по большому счету, сами
челноки прямого отношения не имеют.

Все это
звенья одной цепи, а цепь
становится длиннее и длиннее…

ОТ
РЕДАКЦИИ. Возможно, Иркутское
региональное управление ФСБ имеет
свой взгляд на ситуацию. Готовы
оказать содействие в освещении
позиции управления по этому
вопросу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры