издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проспект столетия зовет!

  • Автор: Петр ЛОСЕВ.

Проспект
столетия зовет!

Сегодня исполнится 15 лет, как
рельсы главного пути БАМа
соединились на станции Куанда. В
тот день свершилось то, о чем
мечтали россияне на протяжении
более ста лет.

Впервые о
будущей магистрали упоминается в
1884 году при обсуждении проекта
прокладки Транссиба; но лишь в
сороковых годах нашего столетия
были уложены первые рельсы от
Тайшета к Братску. Во время войны
завершено строительство концевого
участка магистрали до Советской
Гавани.

С приходом
рельсов в Усть-Кут началось бурное
освоение Западного участка БАМа —
Братская и Усть-Илимская ГЭС,
Ленский речной порт, Коршуновский
ГОК, лесозаготовительные
предприятия.

Заключительный
аккорд и, пожалуй, самый
значительный в строительстве
Байкало-Амурской, сделала молодежь
семидесятых. Достаточно сказать,
что если за почти столетие было
уложено 1500 километров
железнодорожной колеи, то с 1974 по 1984
годы — 3500. Энтузиазм молодых, их
беззаветный труд дал жизнь почти
пятидесяти новым населенным
пунктам в глухих, некогда
непроходимых местах, в том числе
городам Северобайкальск, Чара,
Тында, Ургал, Беркатит…

В год
"золотого звена" на
завершающем этапе проспекта
столетия трудилось около 100 тысяч
градостроителей, путейцев,
механизаторов, мостовиков,
тоннельщиков. Их вклад в освоение
гигантской зоны, равной Европе,
неповторим. К примеру, за год
стыковки главного пути только
бригада Александра Бондаря,
бывшего строителя Звездного,
уложила 140 километров рельсов.

Родина
достойно оценила трудовой подвиг
юношей и девушек семидесятых годов.
Около 20 из них удостоены звания
"Герой Социалистического
Труда", а тысячи получили ордена
и медали.

К сожалению,
в период распада СССР БАМ был
брошен в стихию непредсказуемости,
а о многонациональном колорите
сейчас напоминают лишь названия
станций, разъездов, поселков и улиц
(Ния-Грузинская, Крымский комсомол,
Армянских строителей и т.д.).

Забылись
герои семидесятых, их славные дела.
Затормозилось освоение зоны
магистрали.

Но БАМ есть
БАМ. Его не вычеркнешь из истории
России, да и истории вообще.
Значимость его бесспорна.

Осознавая
это, инициативная группа
работников средств массовой
информации Иркутска решила
образовать общественную
организацию под условным названием
"Журналисты — БАМу". В планах
будущего объединения —
концентрация усилий и привлечение
внимания газетчиков, сотрудников
радио, телевидения,
кинодокументалистов к
социально-трудовым вопросам
бамовцев, поднятие престижа
освоения зоны магистрали на благо
страны.

Учредительная
конференция нового Фонда состоится
22 октября с.г.

Журналисты-бамовцы,
желающие войти в организуемый союз,
могут получить справки по телефону
36-51-46.

Проспект
века зовет! И, как всегда, впереди
обязаны быть журналисты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры