издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деньги любят счет

Деньги
любят счет

В прошедшую пятницу бюджет
Братска на 2000 год был единогласно
принят депутатами городской Думы.
Доходы его закреплены решением
областного Законодательного
собрания. Расходы, с небольшими
поправками, соответствуют расходам
года прошедшего. И собрать, и
потратить в Братске могли и хотели
бы больше, но… Но городская власть —
сторонник бюджета бездефицитного,
да и новым Бюджетным кодексом
определен предельный размер
дефицита — 3 процента. А потому
тратить будем столько, сколько
остается в общем кошельке после
отчислений в федеральный и
областной бюджеты. Сколько и кому —
в первую очередь — мы попросили
рассказать главу города Александра
Константиновича Петрунько.


Александр Константинович, вступив
в должность мэра, вы сразу
сформулировали "свое"
определение бюджета. Ставшую уже
крылатой фразу "Бюджет — это
прежде всего расходы" знают не
только ваши подчиненные, но и
многие горожане. Бюджет-2000
составлялся и будет исполняться
под тем же девизом?

— И
составлялся, и будет исполняться
точно так же, как прежний. Много раз
могу повторить: каковы правила
расходования средств, такова и
основа жизни в городе.

— Но ведь
стартовые условия формирования
бюджета 1998 и 2000 — разные. И тот
жесткий контроль, экономия, которые
определялись финансовым
состоянием города в 1998 году,
сегодня не так жестко диктуют линию
поведения. Не нужно расплачиваться
по долгам, возвращать кредиты,
просто искать "живые" деньги,
которых в 98-м году просто не было.

— Все это так,
за два года бюджетные параметры
города значительно улучшились.
Задолженность по своим
обязательствам снижена в два раза.
Это общие долги — возврат кредитов,
долги в Пенсионный фонд, по
заработной плате, другие. Весь 99 год
был посвящен, говоря терминами
бюджетного строительства,
реструктуризации наших долгов. Мы
платили не только текущие, но и
прежние взносы и долги. Нынешний
год будет финансово более сложным.
Городу остается минимальный за всю
его историю уровень налоговых
отчислений. А потому прежними
темпами снижать задолженность мы
не сможем. Но текущие расходы,
которые заявили и утвердили в Думе,
исполним.

— Долги
сокращены вдвое, расходы приведены
в планово-регулярный порядок.
Значит, город может позволить себе
вложить во что-то стратегическое,
по-крупному?

— К сожалению,
не может. Сегодня мы готовы только к
точечным инвестициям, и, кстати,
такие вложения в 1999 году мы делали.
Могу напомнить: транспорт,
модернизация службы "Скорой
помощи", городское хозяйство. Все
это позволяет изменить структуру
затрат нынешнего года. Мы уже на
порядок меньше запланировали
расходов на горючее, запчасти,
ремонты и т.д. Что касается
крупномасштабных инвестиций, я не
сторонник делать их за городские
деньги. Я вижу задачу в том, чтобы
развивать инфраструктуру.
Промышленную, социальную,
политическую, наконец. А вот когда
мы создадим нормальные условия,
инвесторы придут сами! И такие
инвесторы уже есть. Большой интерес
проявляют сейчас к доосвоению
газоконденсатного месторождения, к
авиапредприятию.

— А
повышение заработной платы в
бюджетной сфере? Оно
предусматривается?

— Я очень
надеюсь, что та работа, которую мы
вели вместе с депутатами ЗС по
изменению налоговых регулировок в
пользу Братска, позволит нам это
сделать. А пока мы утвердили
городской бюджет без учета
повышения зарплаты. Дотационным
территориям средства на это будут
направляться из областного
бюджета, а городам-донорам, к
которым относится Братск,
предписано рассчитывать на свои.
Если мартовская сессия ЗС вернет
нам наше, мы такую индексацию сразу
проведем.

— Вы
говорите о 120 миллионах, которые
должны вернуть Братску после
внесения изменений в областной
бюджет? Городские депутаты еще пока
не обсуждали их распределение. А у
вас-то наверняка соображения о
предназначении этих денег есть…

— Кроме уже
названного повышения заработной
платы, хотелось бы продолжить
работы по благоустройству. В этом
году мы "замахнулись" на
Советскую — центральную улицу
города. Еще хотелось бы, чтобы в
городе был театр. Капитальный
ремонт кинотеатра "Россия",
отданного драмтеатру, уже идет. Я
вообще являюсь сторонником
сбалансированного подхода.
Растратить одномоментно, на
зарплату, "проесть", никуда не
вкладывая, ничего не развивая, — не
выход. Коммунальная сфера,
транспорт, здравоохранение,
образовании — все требует
дополнительных денег. Состояние
городского хозяйства с большой
натяжкой можно назвать
удовлетворительным. До хорошего
еще очень и очень далеко.

— Еще
один термин из "бюджета по
Петрунько" — прозрачность.
Насколько он актуален сегодня?

— Так же
актуален, как год, три, десять назад.
Мы ведь не свои деньги тратим. Мы
тратим деньги налогоплательщиков.
И каждый из них вправе знать: на что.
Сколько на зарплату, сколько на
благоустройство, сколько на ремонт.
Когда налогоплательщик видит, что
его налоги правильно тратятся и что
он может это проконтролировать, он
уже не избегает уплаты налогов.
Более того, делает
благотворительные взносы в
городской бюджет. И мы
последовательно движемся в этом
направлении — обнародуем и доходы, и
расходы. Введенная нами в прошлом
году казначейская система
исполнения бюджета позволяет
любому депутату в любой момент
посмотреть любую цифру. Компьютер
не обманешь, в нем фиксируется все,
любая покупка: за что, у кого, по
какой цене.


Возвращаясь к началу нашего
разговора, хочу спросить: ваше
определение бюджета когда-нибудь
изменится? Понятие "доходы"
станет определяющим?

— Доходы и
расходы — две стороны одной медали.
Конечно, мы вели и ведем работу по
увеличению доходной составляющей
бюджета. Нас, правда, бьют по рукам.
Мы, например, ввели с депутатами в
прошлом году налоговые льготы для
винзавода и пивзавода под
расширение производства.
Производство увеличилось — доходы
тут же перераспределили в пользу
других уровней бюджета. Но мы все
равно ищем возможности для
увеличения доходов. Это одна из
основных задач городской власти.

Интервью
записала Е. ТКАЧЕНКО.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры