издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Русский пар в японской бане

Русский
пар в японской бане

На севере Японии, в портовых
городах острова Хоккайдо, все жарче
разгорается "банная война".
Эпицентром конфликта стал порт
Отару, где ежегодно бывает до
тридцати тысяч российских моряков
с торговых судов. Отару стал
горячей точкой международного
скандала из-за того, что владельцы
местных общественных бань дружно
вывесили на дверях своих заведений
таблички "Только для японцев".
Их примеру последовали
предприниматели, занимающиеся
аналогичным бизнесом в портах
Немуро и Момбецу, соседствующих с
Сахалином.

Первопричина
конфликта известна. Это нарушение
посетителями из России незыблемых
традиций японской бани. А эти
правила в Стране восходящего
солнца чтут как религиозные
заповеди. Сам по себе культ бани
можно считать общей чертой японцев
и русских. Ни в Западной Европе, ни в
Северной Америке не сыщешь
человека, который, имея ванну у себя
в квартире, отправился бы под Новый
год с друзьями в общественную баню,
подобно героям "Иронии
судьбы".

В Японии же
общественные бани "сенто",
пожалуй, даже более популярны, чем в
России сандуны и их аналоги.

На этом,
однако, сходство кончается. Ибо
русская баня — это прежде всего
парилка, предназначенная выгнать
из человека как можно больше пота.
Поэтому с ней соседствует
помещение, где пьют чай или пиво. В
итоге коллективное посещение бани
слилось в общественном сознании с
непременным "банным
застольем".

Концепция
японской бани принципиально иная.
Это глубокое прогревание в
немыслимо горячей воде, которое
позволяет забыть о холодных
сквозняках зимой, об изнурительной
влажности летом, а также снимает
накопившийся за день стресс.

В
традиционном японском доме с его
раздвигающимися окнами, оклеенными
папиросной бумагой, зимой
немилосердно дует, а летом донимает
духота. Поэтому в повседневной
жизни каждого японца независимо от
его положения и достатка нет
большей радости, чем погрузиться по
шею в горячую-прегорячую воду и
оставаться там как можно дольше,
распаривая тело до малиновой
красноты. Зимой это нередко
единственная возможность
по-настоящему согреться. После
такой бани целый вечер не
чувствуешь сквозняка, от которого
колышется картина на стене.

Напасти
нужное количество горячей воды
отдельно на каждого члена семьи
было бы непосильным делом для
японской хозяйки. Отсюда обычай —
сначала тщательно мыться из шайки и
несколько раз ополаскиваться, а уже
потом окунаться в горячую воду —
или по очереди, или всем сразу, если
позволяют размеры чана. Чтобы
сэкономить на дровах и воде, соседи
приспособились топить бани по
очереди. Так возникли "сенто" —
общественные заведения с
бассейном. По одну сторону от него
усаживаются мыться женщины, по
другую — мужчины.

А теперь
давайте присмотримся к
публикуемому снимку. Это
общественная баня в небольшом
рыбачьем поселке на острове Сикоку.
В бассейне площадью два татами (т. е.
3,2 кв. метра) нежатся в горячей воде
более двадцати человек. Каждый
погрузился по самое горло, подтянув
колени к подбородку. В такой позе
пристойно сидеть рядом мужчинам и
женщинам даже из разных семей.

В банных
заведениях порта Отару, куда
перестали пускать наших моряков,
бассейн, разумеется, гораздо
больше, и мужской зал наверняка
отделен от женского. (До Токийской
олимпиады 1964 года я еще застал
время, когда гости обоего пола
пользовались общим водоемом).

Итак,
японская общественная баня имеет
раздевалку со стеллажами, на
которые посетители ставят плетеные
корзинки со своей одеждой. Оттуда
они входят в зал, куда выведены
краны с горячей и холодной водой.
Наполнив шайку, японец усаживается
на пластмассовую табуретку и
несколько раз тщательно моется с
мылом и мочалкой, окатывая себя
водой. Лишь став безукоризненно
чистым, можно погружаться в общую
воду бассейна. Никакой комнаты
отдыха в "сенто" не бывает.
Одевшись, гости прощаются, а те,
кому захотелось выпить, идут в
расположенную по соседству пивную.

Оказавшись в
"сенто", русские моряки
нарушают сразу несколько святых
для японцев заповедей. Они
перво-наперво ныряют в водоем,
чтобы "отмочить грязь". Затем,
что, на взгляд аборигенов, еще
ужаснее, они намыливаются в
бассейне, загрязняя воду для всех
окружающих. И, наконец,
сопровождают банную процедуру
обильными возлияниями алкоголя,
принося с собой выпивку и закуску.
Налицо, таким образом, столкновение
несовместимых традиций
общественной бани, присущих
соседним народам, каждый из которых
возводит эту процедуру в культ.

Надписи
"Только для японцев",
адресованные прежде всего русским
морякам, вызвали международный
скандал. Проживающие в Японии
иностранцы обратились в парламент
с петицией, усмотрев в подобном
запрете, который, по их словам,
характерен не только для бань и не
только для Хоккайдо, вопиющий
пример расовой дискриминации.

Бюро
гражданских прав японского
министерства юстиции вынуждено
было признать, что подобные
действия противоречат 14-й статье
ныне действующей конституции.

Конфликт
разгорелся еще шире после того, как
многочисленные курорты с горячими
источниками, которыми славится
Япония, провели референдум о том,
допускать ли туда иностранных
туристов. Половина опрошенных дала
положительные ответы,
оговорившись, что заморских гостей
необходимо заранее хорошенько
инструктировать. Однако более
трети респондентов категорически
заявили, что не намерены
пользоваться теми горячими
источниками, куда будут допущены
иностранцы.

Напуганный
тем, что "банная война" обрела
международный резонанс,
муниципалитет города Отару начал
распространять в порту листовки на
русском и английском языках,
разъясняющие иностранным морякам
правила поведения в японских
общественных банях. Решено также
обратиться за помощью в этом деле к
властям соседнего Сахалина, с
которыми у Хоккайдо наладились
добрые отношения.

Хидеки
Фунацу, профессор института
торговли в Отару, провел форум с
приглашением обучающихся на
Хоккайдо иностранных студентов.
Участники форума осудили надписи
"Только для японцев", как
нарушение прав человека, решив
сообща искать пути и методы
прекращения "банной войны".

Неожиданное
появление новой горячей точки в
японо-российских отношениях —
наглядный пример того, как важно
знать и уважать нравы и обычаи
других народов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер