издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тендер на взлетной полосе

Тендер
на взлетной полосе

Сергей НИСКОВ

Тендер — процедура, в
результате которой заказчик,
желающий построить что-нибудь
очень серьезное и имеющий для этого
деньги, подыскивает предприятие,
способное выполнить работу
квалифицированно, быстро и дешевле
всех остальных соискателей.

Именно эту
задачу решала конкурсная комиссия
в Иркутском аэропорту. Объект
приложения сил и денег —
взлетно-посадочная полоса (ВПП). Ее
в соответствии с планом
реконструкции предстоит удлинить
на 400 метров и приблизить к
характеристикам, отвечающим
международным стандартам.

Деньги —
федеральные и областные (наши с
вами). Первый лот — 6 млн. руб. из
запланированных 60 — пришел из
Москвы еще в июле. Можно лишь
гадать, почему руководство
аэропорта целых 4 месяца тянуло с
началом работ. Дотянуло до морозов
и космических цен на горючее. Но
главная тайна — решение конкурсной
комиссии, которая заседала 24
октября.

Повестка —
продажа первого лота подрядных
работ по реконструкции ВПП.
Соискатели — пять организаций.
Первый лот — за два месяца
заготовить и завести на
строительную площадку 38894
кубометра гравия.

Вопрос
первый. Почему разыгрывалась
только подготовительная операция,
а не весь комплекс работ? Ведь
хрестоматийно, что тот, кто завезет
гравий, должен делать основание и
строить полосу. Слишком велика
ответственность, чтобы потом ее
делить на толпу исполнителей,
выполнивших разные этапы.

Три из пяти
предприятий-соискателей были из
списка претендентов исключены
сразу — малоизвестны и
малоавторитетны. Остались самые
известные и авторитетные: ОАО
"Сибавиастрой" и ЗАО
"Иркутскспецстрой".

"Сибавиастрой"
строит аэродромы с 1929 г. В Бурятии,
Якутии, на Дальнем Востоке самолеты
легкие и самолеты тяжелые,
"Боинги", Ту, Илы и Аны садятся
на созданные руками иркутских
строителей ВПП вот уже 70 лет.
"Сибавиастрой" первым в Сибири
построил в Иркутске полосу для
приема первых реактивных лайнеров
Ту-104. ВПП на Иркутском авиационном
заводе — дело его рук.

"Иркутскспецстрой"
тоже имеет опыт в специальном
строительстве. Дел его рук много. В
их числе водоводы, теплотрассы,
тротуары и бордюры, без которых
невозможен современный город. И в
том, что в Иркутске они встречаются,
особенно в центре, — несомненная
заслуга этой достойной и столь
нужной иркутянам строительной
организации. Аэродромы, правда,
специалистам из
"Иркутскспецстроя" сооружать
не приходилось. Но если учесть, что
ВПП — это, если присмотреться, очень
длинный, очень широкий и очень
толстый многослойный тротуар, то
можно не сомневаться — соорудят.

Соискатели
подали заявки, принципиальные
позиции которых конкурсная
комиссия огласила:
"Сибавиастрой" завозит 38894
кубометра гравия за 9 547 000 руб.
"Иркутскспецстрой" завозит 38
894 тонны гравия за 5 000 000 руб.

Обратите
внимание на пустяковую деталь.
"Сибавиастрой" меряет гравий в
кубических метрах (как в задании), а
"Иркутскспецстрой" — в тоннах.
Вот только 38 894 тонны гравия
составляют всего 15 000 кубометров.
Конкурсная комиссия читала заявки
внимательно и уточнила это
обстоятельство сразу. И получилось,
что "Сибавистрой" предложил 159
руб. за тонну, а его соперник — 222,3
руб. Исход тендера представлялся
очевидным.

При столь
"равных" и "одинаково"
выгодных для заказчика условиях
конкурсная комиссия принять
решение "с кондачка" не смогла.
На взвешивание "за" и
"против" обремененным
ответственностью специалистам
понадобилось три недели. Вердикт
был оглашен 15 ноября.

Тендер на
первый лот работ по реконструкции
взлетно-посадочной полосы в
Иркутском международном аэропорту
выиграло ЗАО
"Иркутскспецстрой".

Изумленному
руководству "Сибавистроя",
точно осведомленному, что ни одна
другая строительная организация на
территории Восточной Сибири не
имеет столь большого опыта
строительства аэродромов, как
"САС", объяснили, что
представители
"Иркутскспецстроя" исправили
ошибку, допущенную ими в заявке. Они
зачеркнули "тонны" и
проставили "кубометры", сразу
обойдя соперников на "корпус".

Логику
членов конкурсной комиссии, в
которую кроме работников аэропорта
входят специалисты и представители
областной администрации, мне,
авиаинженеру по образованию,
понять невозможно. В том, что они
лучше меня представляют разницу
между тротуаром на ул. К. Маркса и
ВПП для "Боинга", я почти не
сомневаюсь. Но то, что за 6
"лимонов" при нынешних
расценках на гравий и транспорт
выполнить заданную работу в
заданный срок невозможно, для них
должно быть очевидно. Значит,
понадобятся еще деньги — примерно
столько же. Откуда? Так что причина
решения уважаемого комитета —
великая загадка, как для ОАО
"Сибавистрой", так и для всех
заинтересованных лиц. А в их числе
все, кто в качестве пассажира будет
смотреть из окна авиалайнера на
приближающуюся иркутскую землю.

Впрочем, не
все. Для себя я уже решил. Если эта
работа будет выполнена
"Иркутскспецстроем", то я буду
ездить только поездом, а по новой
взлетной полосе ходить только
пешком. Ведь трещину на тротуаре
пешеход легко перешагнет, коль не
зазевается. А вот если в нее
вляпается многотонный авиалайнер
на скорости 300 км в час… Иркутяне
знают, чем это заканчивается.

От редакции. Учитывая общественную
значимость проекта по
реконструкции Иркутского
аэропорта, мы намерены регулярно
информировать читателей о том, кто
и как выполняет эти работы. Мы
надеемся, в частности, что через два
месяца, в день запланированного
завершения работ по завозке гравия
на летную полосу, сможем
рассказать, как это было сделано, во
что обошлось и кто продолжил
строительство.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры