издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Самые северные кладовые

Самые
северные кладовые

Кевактинский
геологический узел, где работает
артель "Лена", находится на
севере Бодайбинского района. С ним
связана отработка таких
месторождений, как Иллигирь,
Безымянка, Пуричи…

При их
разработке потребовалась новая для
того времени технология —
транспортная схема. Сегодня, по
прошествии многих лет, с той
техникой вряд ли рискнули
отправиться по вновь открываемой
дороге. Путь этот — 300 км, по
сегодняшним меркам почти ничто. Но
в те времена пройти его была целая
проблема, так как графические карты
малого масштаба были засекречены.
Помнится, как паред нашим походом
сокрушался бывший начальник
геолого-разведочной партии Николай
Романов: "Ну куда они едут, даже
наша организация не смогла пробить
туда дорогу".

Под большим
секретом мне удалось одолжить на
ночь у знакомого вертолетчика
"четырехкилометровку", с
которой наш геолог скопировал
трассу прохождения. Правда, наделал
при этом кучу ошибок, что в
дальнейшем приводило к различного
рода казусом.

В тот год
была необычно снежная зима, что
очень затруднило дорогу на перевал
Шаман. Два бульдозера в сцепке не
смогли поднять сани с запчастями и
электростанцией. Пришлось поклажу
таскать вручную. Новый год
встречали между сопок, в истоке р.
Тоноды. Но не унывал никто, хотя
было грустно: за 15 дней одолели
всего 60 км. Бывало, блудили, шли по
компасу, отыскивая ручьи, которые
нанес наш геолог. Как на грех, целый
месяц не было солнца, стояла
сплошная облачность. Но, худо-бедно,
к концу января добрались до
перевала под экзотическим
названием "Шляпа Наполеона".
За два дня поднялись на ее
"тулью" и спустились в долину
р.Кевакты, где затем и обосновался
участок одноименного названия.
Позже в этих краях были открыты
"Иллигирь", "Желтуха",
"Пуричи", которые с лихвой
вознаградили нас за все труды и
невзгоды.

Вячеслав
Образцов, начальник горного
участка.

Не зная
броду…

Сейчас в
Бодайбинском районе кроме
старателей, никто не занимается
прокладкой зимников. В наших
северных условиях это не только
тяжелый физический труд, но и
проверка на выносливость,
профессионализм.

Старые
водители (старики) предпочитают
ходить караванами и готовятся
основательно: машину ощупывают до
болтика, провизию запасают на месяц
— все может случится в пути, тем
более — за сотни километров от
населенных пунктов. Но есть и
одиночки ("волки"), уверенные в
себе и своей машине, которые не
любят компанию и ходят всегда одни.

Труд
старателя-водителя довольно
опасен, так как дорог до горных
участков нет, есть только
направления. Когда двигаешься в
сторону Кевакты, Желтухи, Пуричей
летом, приходится преодолевать
более сорока речек и ручьев. И если
не знаешь бродов, уже на первом
перекате утопишь технику.
Знаменитый Каменный перевал
протяженностью 15 км отнимает 4-5
часов. Подъем и спуск на Наполеон
неописуем — спускаешься словно с
облаков. Большой Патом, Первое
зимовье, Хайверга, Палатка,
Каменный перевал, Большие Ковали,
Наполеон — основные ориентиры
водителей, и в то же время это
дорога высшей категории сложности.

В столь
экстремальных условиях зависит
жизнь водителя от технического
состояния машины. Не случайно он
относится к ней, как к живому
существу, называя ее женским
именем. "Не подведи, Люсенька",
— умоляет он при подъеме или спуске
со сложного перевала или попав в
наледь.

Множество
былей и небылиц сложено в артели о
людях этой профессии. И они стоят
этого.

Владимир
МУНГАЛОВ,
зам председателя артели.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры