издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Городское самоуправление в Иркутске. XVIII -- нач. XX вв.

Городское
самоуправление в Иркутске.
XVIII — нач. XX вв.

Гаврилова Н.И
научный сотрудник музея
истории города Иркутска

В августе 1995 г. на
шестнадцатом заседании городской
Думы города Иркутска был принят
"Устав городского
самоуправления в городе
Иркутске". На фоне формирующихся
традиций в этой области
небезынтересно обратиться к
истории формирования и развития
органов городского самоуправления,
к опыту деятельности в них иркутян.

В первые годы
существования Иркутска его жители
подчинялись приказчикам, потом —
воеводам. Вскоре посредником между
представителями государственной
власти и горожанами становится
земский староста. Избираемый
посадом, он ведал поступлениями
оброков, следил за выполнением
распоряжений воеводской приказной
избы.

Новая
попытка организации городского
управления была предпринята в 1718-1724
гг. в связи с реформами
центрального государственного
управления. В 1720 г. на правах
коллегии был учрежден Главный
магистрат. В городах создавались
городовые магистраты, в ведении
которых находились судебные дела;
содержание полиции, устройство
школ, сиротских и смирительных
домов, госпиталей и бирж;
организация противопожарных
мероприятий и борьбы с нищенством.
Главной задачей оставались
поступления государственных
сборов и пошлин. В 1721 г. в Иркутске
была открыта ратуша, подчиненная
Тобольскому магистрату. Через год
вместо нее учрежден магистрат. В 1728
г. вновь открыли ратушу во главе с
бургомистром купцом Трифоном
Бречаловым.

В конце 1760-х
гг. правительством создается новая
городская должность — городской
голова, избираемый всеми
домовладельцами из своей среды.
Кандидат должен был быть не моложе
30 лет. Первоначально голова
руководил выборами депутатов в
Уложенную комиссию 1767 г. В Иркутске
первым эту должность занял Михаил
Афанасьевич Сибиряков (ок.1726-1799).
Среди городских голов значились
также иркутские купцы А.И.Саватеев
(1781-84) и Н.П.Мыльников (1784-86),
"человек государственного
ума", как писали о нем
современники. Права городского
самоуправления он отстаивал и
перед коронной администрацией: в 1785
г. писал "доношения" на имя
императрицы Екатерины II о
притеснениях со стороны
генерал-губератора И.В.Якоби.

Для усиления
административного аппарата на
местах в 1775 г. были изданы
"Учреждения для управления
губерний". Для суда и управления
городским населением (купцов,
мещан, цеховых) учреждались
губернские и городовые магистраты,
возглавляли которые выборные
бургомистр, ратман и члены
магистратского присутствия. В 1784 г.
иркутская ратуша была
преобразована в городовой
магистрат, включающий ревизское,
разрядное, следственное и
уголовное повытья (отделы).

Необходимость
развития торговли, промыслов и
ремесел подтолкнула правительство
Екатерины П к изданию в 1785 г.
"Грамоты на права и выгоды
городам Российской империи",
регламентировавшей организацию и
деятельность органов городского
самоуправления. Реформа
окончательно закрепила за городом
права юридического лица.
"Городовые обитатели"
выбирали городского голову,
бургомистров, ратманов,
заседателей магистратов и
словесного суда. Избирательным
правом пользовались лица,
достигшие 25 лет и обладавшие
капиталом не ниже 5 тыс.рублей. В
компетенцию Думы вошли вопросы
благоустройства, продовольствия,
санитарного состояния города,
развития торговли и промышленности
в нем. Ее решения согласовывались с
органами местной администрации и
проходили под их контролем.
Хозяйственная деятельность не
обеспечивалась достаточными
финансовыми средствами.

В Иркутске
торжественное открытие городской
Думы состоялось 1 января 1787 г., а 17
января — заседание общего
присутствия Думы. Городским
головой был избран купец Михаил
Васильевич Сибиряков (1744-1814).

Фамилия
Сибиряковых в Иркутске была
известна еще с начала XVIII в. Уже
первые ее представители слыли
людьми образованными и уважаемыми
в городе. В течение сорока лет
избирали горожане Михаила
Васильевича на различные
общественные службы, а за обширную
торгово-промышленную и
общественную деятельность
преподнесли звание "Именитого
гражданина". В нач. Х1Х в. он
вместе с иркутским купцом
Н.П.Мыльниковым возглавил
купеческую партию, отстаивающую
права на предпринимательство и
сферу городского самоуправления
перед администрацией края. Особого
накала кризис достиг в 1806- 1819 гг.
Противоборство окончилось
поражением купеческой партии. В 1809
г. М.В.Сибиряков был лишен
купеческого звания, сослан в
Нерчинск в "работные люди" и в
ссылке скончался.

К 1850-м г. в
Иркутске существовала достаточно
сложная система муниципальных
органов. Общественное управление
подразделялось на общее — для всего
городского общества, и частное — по
сословиям. Главным его органом
выступала дума. Действовали
городовой, словесный и сиротский
суды. Роль распорядительного
органа выполняло собрание
городского общества. Более низким
звеном являлись городовые
старосты, представлявшие сословные
группы купцов, мещан и цеховых, а
также многочисленная категория
выбираемых отдельно каждой
сословной общиной низших
служителей. Суммарное количество
лиц, занятых в общественном
управлении, составляло около или
чуть больше сорока. Систему
характеризовали иерархичность,
сословная корпоративность, жесткое
подчинение губернским властям,
использующим ее в качестве
податного и хозяйственного
механизмов.

Среди
городских голов конца ХVШ первой
половины Х1Х вв. значились крупные
иркутские купцы Сизых, Г.С.Баженов,
Д.Н.Мыльников, Медведниковы,
Е.А.Кузнецов, Трапезниковы,
Л.П.Мичурин, Катышевцевы,
И.С.Хаминов. Последний на должность
главы Иркутска избирался трижды. По
роду службы он являлся членом
практически всех
благотворительных обществ и
комитетов Иркутска, заведовал
публичной библиотекой,
председательствовал в
попечительных советах учебных
заведений. На деньги И.С.Хаминова
были установлены фонари на Большой
улице (ул. К. Маркса), обустраивался
берег Ангары в черте города,
проводилось сообщение со
Знаменским предместьем, закупалась
эпикировка для пожарной команды.

Городское
хозяйство постепенно росло. Если в
1851 г. приходная часть бюджета
Иркутска составляла 30.314 руб., а
расходная — 32.758 руб., то в 1868 г. —
соответственно 54.063 руб. и 53.677 руб.

Правительство,
стремясь приспособить
законодательную базу к
потребностям капиталистического
развития страны и процессу
урбанизации, возрастающим задачам
муниципальных учреждений, в 1870 г.
провело реформу городского
самоуправления. Оно заменило
сословно-бюрократические органы
управления городом всесословными,
основанными на буржуазном принципе
имущественного ценза. Строго
обязательное общественное
"служение по выборам" было
отменено. Право голоса получили все
городские обыватели, достигшие 25
лет, являющиеся русскими
подданными и уплачивающие прямой
городской налог с недвижимости,
торгов или промыслов.

Систему
органов составляли городское
избирательное собрание для
избрания гласных через 4 года;
городская дума, включавшая в
Иркутске 72 гласных
(распорядительный орган), городская
управа (исполнительный орган). В
задачи самоуправления входила
забота о внешнем благоустройстве
города и благосостоянии его
населения; содержание городских
коммуникаций; чинов городской
полиции, пожарной команды, тюрем;
обеспечение воинского постоя и др.
Дума устанавливала размер
городских сборов и налогов,
принимала правила заведования
городским имуществом и т.п.
Губернатор мог в двухнедельный
срок остановить исполнение
постановлений Думы как незаконных.

По новому
положению избирательное право
получили 6,3-7% жителей Иркутска, или
чуть более 2 тыс.чел. В течение 1870-х —
начала 1880-х гг. активность
избирателей Иркутска была не
высока: всего 6,5-11% из них принимали
участие в выборах. Наибольшую
заинтересованность проявляли
крупные купцы и домовладельцы.

Все глубже в
общественный быт входили
предвыборные кампании. В середине
1880-х годов распространялись
"особые воззвания к
избирателям"; списки лиц, не
подлежащих избранию; городская
молва упоминала о подкупах. Для
"мелких домовладельцев выборы
сделались предметом заработка: они
ходили по богатым домам
"наниматься на выборы". В 1898 г.
появилась, пожалуй, первая
опубликованная предвыборная
программа ("Восточное
обозрение") "прогрессивной"
части иркутской думы,
затрагивающая продовольственный
вопрос, городское благоустройство,
санитарно- врачебную часть,
организацию мелкого кредита,
образование. Сами выборы проходили
оживленно и, как правило,
сопровождались многочисленными
нарушениями, обусловленными
борьбой группировок за место в
Думе.

Лидирующее
положение в самоуправлении
удерживало купечество: 54-42% гласных
принадлежало к третьему сословию. В
руках первостатейного купечества
(С.К.Трапезникова, М.И.Пономарева,
Д.Д.Демидова) находилась и
должность городского головы.
Исключение было сделано дважды. На
первый срок по новому положению
иркутяне избрали бывшего
председателя губернского
правления статского советника
В.В.Петрова (1873- 75). С 1885 г. горожане
трижды изберут потомственного
дворянина В.П.Сукачева (1885-1897). Во
время его пребывания в должности
город значительно благоустроился.
Через Ангару была сооружена
постоянная понтонная переправа,
построены новое здание Думы и
несколько больниц, открыт ряд школ,
в финансировании которых Сукачев
принимал участие.

Характерными
чертами правовой культуры гласных
являлись поверхностное знание
Городового Положения 1870 г. или
незнание его вовсе, неграмотное
обсуждение дел, неумение выступать
в прениях, "заборный" прием
выражений, некорректное поведение
в думе. Думская комиссия в 1881 г.
отметила полное незнание членами
управы своих обязанностей и
положения текущих дел, крайнюю
замедленность их ведения.

Наиболее
острые столкновения в думе
разворачивались вокруг финансовых
вопросов. В то же время постоянное
вмешательство властей в
деятельность думы вызывало
противодействие думцев политике
администрации. Вопросы контроля за
городским бюджетом, проблемы
взаимоотношений с администрацией и
полицией заняли одно из главных
мест в конфликте.

В 1880-е годы
Дума выступила с запиской о
возбуждении ходатайства о
прекращении ссылки в Сибирь по суду
и административным порядком, о
даровании Сибири гласного
судопроизводства и той доли
свободы печатного слова, которым
пользуется столичная пресса. В день
празднования 300-летия Сибири (1882 г.)
Дума преподнесла адрес на
высочайшее имя с просьбой о
даровании "реформ, которыми уже
так давно пользуется европейская
Россия".

Изменение
политической и
социально-экономической ситуации в
стране в 1880-х — нач.1890-х гг. привело к
принятию нового городового
Положения (11 июня 1892 г.). Реформа
существенным образом меняла
отношения между административной
властью и думами, усиливая опеку
над ними, сокращая приделы
самостоятельности их действий.
Вводился высокий имущественный
ценз. По новому закону выборы
проводились одним избирательным
собранием. Весь процесс их
подготовки и проведения протекал
под контролем губернской
администрации.

В Иркутске
закон был введен в полном объеме в
январе 1894 г. В выборах на первое
четырехлетие право голоса получили
всего 1819 человек, или 3,9% населения
города. Представительство
буржуазно- купеческой группы в думе
почти не изменилось (49-47%), хотя
должность городского головы
перестал быть безраздельной
привилегией третьего сословия. На
посту "мэра" Иркутска, помимо
купцов В.В.Жарникова, А.А.Юзефовича,
И.Ф.Исцеленова, стояли
политссыльный Б.П.Шостакович, юрист
Г.Я.Гаряев (1903-1906), санитарный врач,
сын иркутского купца К.М.Жбанов
(1910-1914).

Конец Х1Х —
начало ХХ вв. был отмечен
"расширением городского
хозяйства" и ростом
"многосложности дела". В 1899 г.
доходная часть бюджета Иркутска
составляла уже 717810 руб., расходная —
682652 руб. К этому времени городом был
построен мост через Иркут, 16
августа 1898 г. встречен первый поезд.
Городским головой В.В.Жарниковым у
своей аптеки проложен один из
первых асфальтовых тротуаров в
городе. Чуть позже поднят вопрос об
устройстве электрического
освещения в городе. В 1903 г. в центре
Иркутска началось строительство
водопровода. Благоустройством и
финансовым положением города
активно занимался и городской
голова И.Ф.Исцеленов (1906-1909),
неоднократно освещавший вопросы
городского хозяйства в
публикациях. В 1910 г. по расходному
бюджету Иркутску принадлежало
первое место среди крупных
зауральских городов (1.577.002 руб.).
Несмотря на многочисленные
проблемы городского хозяйства
официальная печать в 1914 г. писала:
"Иркутск богат. Это едва ли не
единственный город в России, не
только не имеющий крупного долга,
но еще владеющий большим капиталом
и недвижимостью". Двадцатый век
принес с собой дальнейшую
политизацию органов иркутского
городского самоуправления.
Либерально- оппозиционные взгляды
дворянско-интеллигентско-го крыла
думы стали ядром формирования ее
настроения в нач. ХХ в. В 1901 г.
иркутская дума, одна из восьми
городских дум России, обратилась с
ходатайством о созыве съезда
городских голов и представителей
дум, а в 1904 г. выступила с
постановлением на имя князя
П.Д.Святополка-Мирского о
необходимости созыва
Всероссийского съезда
представителей городского
самоуправления.
Общественно-политические события в
стране и регионе нач. ХХ в. изменили
и иркутских избирателей. В 1910-х гг. в
городе действовало "Общество
обывателей и избирателей",
неоднократно поднимался вопрос о
необходимости реформ городской
думы и управы. Как было отмечено
Е.Б.Шободоевым, "в дни
Февральской революции 1917 года в
Иркутске городская дума стала
центром деятельности буржуазных
либералов и сибирских областников.
С переходом власти в Петрограде в
руки Временного правительства и
победы буржуазно-демократической
революции стали складываться новые
структуры местного управления".
Должность иркутского городского
головы навсегда уходила в прошлое
города.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры