издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зарплата: кому больше?

Зарплата:
кому больше?

Ирина
ОВСЯННИКОВА
областной комитет статистики

Даже в эпоху
всеобщего дефицита и уныло-пустых
магазинских прилавков вряд ли
перед кем-то остро стоял вопрос:
"На что потратить деньги?".
Проблема, скорее, состояла в другом:
а где их взять?

Главным
источником существования всех, кто
не обзавелся собственным
прибыльным делом и продолжает
трудиться по найму на предприятиях
и в организациях, остается
заработная плата. И она возрастает.
Но на беговой дорожке с двумя
постоянными участниками
бесконечного забега практически
всегда лидируют цены, их рост
поглощает без остатка номинальную
прибавку заработной платы. В 1996
году, обогнав инфляцию, зарплата в
ее реальном выражении увеличилась
по сравнению с предыдущим годом на
1,8%. Но в последующие три года
неизменно лидировали цены, отчего
реальная зарплата падала
(соответственно на 2, 11 и 18%).
Последняя цифра — следствие
валютно-финансовых потрясений
памятного августа-98, оправиться от
которых удалось не сразу. Однако в
2000 году оплата труда возросла на 37%,
цены — на 22%, в итоге реальные доходы
работающего населения области
выросли за год на 12%.

И нынче в
нелегкой борьбе побеждает
зарплата. Даже с учетом возросших
цен она на 17% выше, чем за это же
время в прошлом году, но
дореформенного уровня своей
покупательской способности, к
сожалению, не достигла.

В начале
текущего года оплата труда занятых
на крупных и средних предприятиях
Приангарья едва превышала 3 тысячи,
в мае перевалила за три с половиной,
а ее среднемесячный размер
составляет 3349 рублей. Кто-то
получает и больше. Традиционно
высока оплата труда в
финансово-кредитных учреждениях.
На авиатранспорте платят в среднем
по 3,9 тыс. рублей, железнодорожникам
— свыше 5 тысяч. Впрочем, при
нынешних ценах и эту сумму нельзя
считать чрезмерной. Далеко не все
работники транспортных
предприятий получают большие
деньги. На 4-16% меньше
среднеобластной зарплата у тех, кто
занят вождением и обслуживанием
автомобилей, трамваем и водного
транспорта.

Индустрия в
целом довольно высоко оценивает
труд своих работников — 4,8 тыс.
рублей. Уровень оплаты
определяется условиями труда и в
немалой степени зависит от
финансового положения предприятий.
В полтора-два раза выше
среднеобластной зарплата в
топливной промышленности,
электроэнергетике, цветной
металлургии. Имеются и проблемные
отрасли, чьи финансовые
возможности до предела ограничены,
и это диктует режим жесткой
экономии во всем, включая средства
на личное потребление. Легкая
промышленность большими
заработками никогда не отличалась,
ее работники получают по тысяче
рублей.

Так же
невысоко оплачивается труд на
полях и фермах. Вдвое меньше
среднеобластного уровня зарплата в
бюджетных отраслях, у тех, кто
заботится о нравственном и
физическом здоровье общества, его
образованности и культуре.
Выбравшие сферой приложения своих
сил заботу о "зеленом друге",
бытовое обслуживание сограждан и
обеспечение их товарами имеют
примерно две тысячи в месяц. Что
больше (2,4 тыс. руб.) зарплата в
жилищно-коммунальной сфере.

Кроме
зарплаты, существуют выплаты
социального характера (для
компенсации подорожавшего питания,
стоимости проезда к месту работы и
т.п.). Их размер невелик, в среднем 50
рублей в месяц. Но внушителен
размах колебаний в разных сферах
деятельности — от 7 рублей в
общественном питании до четырех с
лишним сотен в самой
высокооплачиваемой отрасли. Четко
прослеживается закономерность,
легко объяснимая всеми теми же
финансовыми трудностями: на
предприятиях с низким уровнем
оплаты труда меньше и социальные
выплаты.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры