издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Через Кяхту -- без проблем

Через
Кяхту — без проблем

В октябре
1727 года был заключен Кяхтинский
договор, ратифицированный в 1728
году. Договор подробно освещал
пограничные и торговые вопросы,
русские купцы получили право раз в
три года бывать в Пекине и вести
беспошлинную торговлю, иметь
постоялое подворье со складами и
церковью. Для пограничной торговли
были установлены специальные
пункты, в том числе и Кяхта.

Первоначально
Кяхта представляла собой небольшую
крепость, обнесенную деревянной
стеной (форпост) и только 31 декабря
1743 года по указу Сената возведена в
торговую слободу. К этому времени
относится и основание Кяхтинской
таможни.

В минувшую
субботу, 11 августа, прошло
торжественное открытие
Международного автомобильного
пункта пропуска (МАПП) Кяхта
Наушкинской таможни, о котором
много говорили и писали журналисты,
ждали таможенники, пограничники и
участники ВЭД. В церемонии открытия
приняли участие председатель ГТК
России Михаил Ванин, начальник
Главного таможенного управления
Монголии Х. Батар, заместитель
Полномочного представителя
Президента РФ в Сибирском округе
Вадим Гончаров, Президент —
Председатель Правительства
Республики Бурятия Леонид Потапов
и другие официальные лица, что
говорит о степени важности данного
мероприятия.

Заказчиком
строительства выступил
Государственный таможенный
комитет России, в декабре 1996 года
был заключен контракт на так
называемый подготовительный
период (снос старых зданий,
подготовка и разметка площадок и
т.д.). Несвоевременное
финансирование приостановило
работы до 1999 года, а 31 августа 1999
года ГТК России заключил основной
контракт на строительство с
генподрядчиком АО "Контексим",
а опытные специалисты компании
"Зарубежстрой в Монголии"
(субподрядчик АО "Контексим"),
имеющие за плечами не одну стройку,
достойно и в срок справились с
поставленными задачами по сдаче
такого отвечающего международным
стандартам таможенного комплекса.
Важно отметить, что старый пункт
пропускал за сутки 30 автомашин и 300
человек. Пропускная же возможность
нового перехода — 500 автомобилей и
2000 пассажиров, причем организован
пропуск граждан не только Монголии
и России, но и граждан третьих
стран.

Все, кто хоть
раз пересекал государственную
границу в районе Кяхты и проходил
таможенный досмотр на старом
автопереходе, наверняка знают, в
каких нечеловеческих условиях
работают там таможенники и часами
ожидают своей очереди на
оформление документов участники
ВЭД. Теперь пассажиры и водители не
будут "загорать" под снегом и
дождем часами, как раньше. Новый
пункт пропуска предлагает своим
клиентам полный набор необходимых
услуг. Современное оборудование 5
новых полос позволит досматривать
транспорт гораздо быстрее и
эффективнее. Все автомобили будут
проходить радиационный контроль,
имеется помещение кинологической
службы, бокс с углубленным
досмотром легкового и грузового
транспорта, оснащенный
шиномонтажным оборудованием. В
перспективе планируется станция
техобслуживания, бензоколонка,
гостиница.

Итак
торжественная церемония началась.
Подняты флаги, поднесены
традиционные русский хлеб-соль и
бурятский хадаг. Начальник
Сибирского таможенного управления
Григорий Шаповалов торжественно
объявил о принятии важного
таможенного объекта
международного значения
государственной комиссией и
предоставил слово председателю ГТК
России Михаилу Ванину, который
выразил уверенность в том, что МАПП
послужит дальнейшему
экономическому и социальному
развитию не только города Кяхты и
Республики Бурятия, но и таких двух
стран, как Россия и Монголия.

Начальнику
Наушкинской таможни Андрею
Кулешову вручен символический ключ
от автомобильного пункта пропуска,
под аплодисменты присутствующих М.
Ваниным и Л. Потаповым перерезана
красная ленточка, и гости
проследовали через зал таможенного
досмотра.

Проблем,
конечно, остается много. Впереди
начало эксплуатации МАППа, так как
со стороны Монголии строительство
еще продолжается, отработка
технологии государственного
таможенного контроля.

Но уже ясно:
сбор таможенных платежей может
возрасти заметно, увеличится
торговый оборот между Россией и
Монголией. А главное — значительно
ускорится процесс оформления
грузов и пассажиров, туристов и
участников ВЭД. Уйдут в прошлое
досадные воспоминания о
неудобствах, связанных с поездками
в Монголию и обратно.

Татьяна
КАЗАКОВА

Кяхта—Наушки—Иркутск

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры