издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Торговые ворота России Так именуют Тункинский тракт дорожники Кыренского ГУДП и стараются как могут, чтобы он соответствовал этому.

Торговые
ворота России
Так именуют Тункинский тракт
дорожники Кыренского ГУДП
и стараются как могут, чтобы
он соответствовал этому.

Еще не забыты июльские теле- и
газетные репортажи, повествующие о
постигшем Приангарье наводнении.
Жесткие, страшные репортажи,
которые буквально оглушали, от боли
заходилось сердце. Разрушенные
дома, дороги, мосты…

А потом
последовали героические усилия
сотен, тысяч людей по ликвидации и
восстановлению разрушенного
стихией. Чем увенчались эти усилия
на самой пострадавшей от
наводнения магистрали Култук —
Монды, и пойдет речь в этом
репортаже.

На 172-м
километре Тункинского тракта стоит
ничем не приметный старый домишко.
В нем доживает свой век 80-летняя
Ольга Спиридоновна Зверева,
посвятившая этому тракту всю свою
жизнь. На ее глазах из обычной
грунтовой дорога превратилась в
могучую современную магистраль —
украшение Тункинской долины.

Можно только
представить состояние бывшей
дорожной рабочей, когда Иркут
повернул свои воды в сторону ее
жилища, стоящего у обочины тракта. В
считанные часы были опрокинуты
мощные ограждения, знаки и
полкилометра дорожного полотна.

— Вода в этих
местах поднялась на 5,5 метра,-
рассказывал нам мастер Кыренского
ГУДП Алексей Чуркин. — Закупоренное
деревьями и кустарниками русло
Иркута, изменив направление, пошло
вдоль дороги. Результаты видите
сами.

Они ужасны.
Прежнее русло, вся пойма реки
устланы вывороченными с корнями
вековыми лиственницами, обломками
строений, кустарниками. Вдоль
берега — искореженные дорожные
знаки, барьерные ограждения. Глядя
в чистейшие воды журчащей у ног
реки, которая искрилась и
подмигивала разноцветьем камней,
никак не верилось, что она может
быть столь свирепой и
разрушительной.

Дорожники
верили и готовились ко всяким ее
капризам. Как только сошел вал, они
бросили на прорыв всю тяжелую
технику (часть ее и поныне стоит у
приютившего механизаторов дома
Зверевой), сделали объезд и начали
восстановление размытого участка.
На сегодня уже уложено в земполотно
18 тыс. куб.м грунта, продолжается
завоз песчано-гравийной смеси,
открыто движение транспорта.

— На будущий
год уложим асфальт и доведем
участок до нормативного состояния,-
поделился дальнейшими планами
Алексей Чуркин.

— А выдержит
ли он повторный натиск стихии? —
интересуюсь у прибывшего с нами
ГИПа Юрия Зуева.

— Вряд ли,-
замотал головой Юрий Степанович.-
Посему мы предлагаем либо
водворить реку в прежнее русло,
либо вынести дорогу подальше от
существующей. Будем просчитывать
оба варианта.

На самых
больших размывах (193-194 км) никаких
вариантов природа дорожникам не
оставила. Зажатой горами реке
монолитная скала на ее пути
оказалась не по зубам. В поисках
выхода она обрушила свой гнев на
горную полку дороги, махом слизнув
километр земполотна вместе с
железобетонными барьерными
ограждениями. Зато так и не смогла
одолеть… ряжи подпорной стенки,
выполненной японскими
военнопленными в далекие
сороковые. Это, так сказать,
информация к размышлению для наших
проектировщиков.

Чем выше мы
поднимались в горы, тем чаще
натыкались на следы разрушений.
Оползни, сель, размывы встречались
буквально на каждом километре.
Особо досталось украшавшему пос.
Монды мосту. Вышедший из берегов
Иркут пошел по старому руслу,
прорвал 60 метров полотна и подмыл
береговую опору. В результате одно
из пролетных строений оказалось в
воде.

— В помощь
кыренским дорожникам в Монды были
переброшены 50 механизаторов и два
десятка единиц техники из
Саянского ГУДП, — говорит начальник
строительного отдела упрдор
"Прибайкалье" Юрий Волик. — Они,
а также коллектив АО
"Бурятзолото", мостовики
Слюдянского ГУМП сделали немало,
чтобы разрядить здесь обстановку.

Саянцы
оседлали тракт до самой границы с
Монголией. Трудятся вахтами по 15
дней. За два месяца только на самых
больших размывах отсыпали более 80
тыс. кубометров земполотна. На
одном из таких участков мы
встретили механизаторов Владимира
Юрченко и его тезку Соболева,
которые своими мощными
бульдозерами нарезали новые полки
на откосе. За Мондами мастер Сергей
Баранец со своими подопечными вел
отсыпку размывов, чистил кюветы и
трубы для отвода воды с
переполненного селью лога.

На вопрос о
планах и задачах начальник участка
Александр Соколов лишь хмуро
сдвинул брови:

— Задача у
всех одна: до 1 ноября обеспечить на
поврежденных участках нормальный
проезд в гравийном исполнении.

— Успеете?

— Обязаны
успеть, — ответил Александр Кузьмич.
— Да и не можем мы прекратить работы
на стадии, которая не обеспечивает
сохранности дороги от разрушений
весенними паводками.

Так же мыслят
и руководители Кыренского ГУДП.

— Сегодня
люди все чаще говорят о пути,
который, как мы считаем, обретет
свой прежний вид и свою значимость
уже в недалеком будущем, — сказал
всретивший нас на одном из
"горячих" участков главный
инженер предприятия Анатолий
Филатов. — Тункинский тракт — это
торговые ворота России.

Добавлю: вряд
ли дорожники позволят, чтобы они
захлопнулись.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры