издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирское "Учреждение" М. Сперанского

Сибирское

"Учреждение" М. Сперанского

Ирина ДАМЕШЕК,
доцент Иркутского
госпедуниверситета

Завершив
ревизию, М.М. Сперанский приступил к
реализации главной цели своей
"командировки" — разработке
проектов сибирских преобразований.
Идеология реформы принадлежала
самому Сперанскому, но сбор
сведений и предварительные
наброски были сделаны его
помощником — Г.С. Батеньковым. Этот
молодой 26-летний инженер
присоединился к Сперанскому в
родном городе Тобольске. Батеньков
участвовал в кампании 1812-1814 гг., а по
завершении военных действий
поступил в корпус инженеров путей
сообщения с назначением на службу в
Сибирь. Несомненный талант и
творческие способности молодого
человека так привлекли
генерал-губернатора, что он не
только взял Батенькова в Томск и
Иркутск, но и по завершении своей
миссии в Сибири — в Петербург.

Впоследствии
Сперанский отмечал, что не мог
обойтись без Батенькова, как мастер
без ученика.

Для
рассмотрения проектов сибирских
реформ Сперанского 28 июня 1821 г. в
Петербурге был учрежден особый
Сибирский Комитет, в котором, по
указу императора, надлежало
сосредоточить все сведения о
Сибири, имеющиеся в распоряжении
правительства.

В состав
Комитета вошли высшие сановники
империи: председатель — министр
внутренних дел граф В.П. Кочубей,
министр финансов граф Д.А. Гурьев,
граф А.А. Аракчеев (с 1810 г. —
председатель департамента военных
дел в Госсовете),
генерал-фельдмаршал князь А.И.
Голицын и, конечно же, сам М.М.
Сперанский. Г.С. Батеньков был
назначен управляющим делами в
Комитете. В его состав входил также
государственный контролер барон
Кампенгаузен.

На
заседаниях Комитета был рассмотрен
целый пакет законопроектов (более 10
различных уставов и положений),
составляющих собственно суть
сибирской реформы. Важнейшим из них
являлось "Учреждение для
управления Сибирских губерний",
определившее основные принципы
административно-территориального
деления нашего края.

В
соответствии с реформой 1822 г.
произошло административное
разделение Сибири на два
генерал-губернаторства —
Западно-Сибирское и
Восточно-Сибирское,
административными центрами
которых явились соответственно
Тобольск и Иркутск. Иными словами,
Сперанский произвел
административное разделение
Сибири на Западную и Восточную, при
этом он основывался на
естественной границе края,
проходящей по Енисею, на которую и
ранее указывали известные
российские
географы-путешественники — Паллас
и Гмелин.

Отныне в край
посылалось два
генерал-губернатора. Реформатор
справедливо отмечал, что с подобным
разделением "соединяются все
удобства" управления огромным
Сибирским краем.

Но и после
этого разделения Восточная Сибирь
оставалась самым значительным по
площади регионом Российской
империи и составляла более 47%
территории государства — 10 млн. 150
кв. км. Здесь проживало более 4,6 %
населения страны — 2,7 млн. чел.
Сегодня на этой территории
находятся такие субъекты
Федерации, как Красноярский,
Приморский и Хабаровский края,
Иркутская, Читинская, Амурская
области, Еврейская автономная
область, Республики Бурятия,
Хакасия, Саха (Якутия),
Усть-Ордынский и Агинский,
Бурятские, Эвенкийский и
Таймырский автономные округа.

Наибольшую
площадь имела Иркутская губерния,
границы которой протянулись от
нынешнего Красноярского края до
побережья Тихого океана.

В
соответствии с "Учреждением"
губернии и области делились на
округа, а те — на волости и
инородные управы. Согласно этому,
управление Сибири имело четыре
степени: Главное, Губернское,
Окружное, Волостное и Инородное.

Главное
управление составляли
генерал-губернатор и совет под его
председательством. Именно совет
должен был ограничивать личный
произвол генерал-губернатора.
Совет состоял из шести человек —
трое по представлению министерств,
трое — по назначению
генерал-губернатора. Однако в самом
принципе комплектования совета
была заложена ошибка — трое членов
совета, назначаемые
генерал-губернатором, никогда не
становились ему в оппозицию — в
противном случае, они просто
потеряли бы это место службы.
Поэтому сохранялась традиционная
ситуация, когда генерал-губернатор
обладал всей полнотой власти в
крае. Не случайно местные жители
называли его "господин главный
начальник".

Основная
функция этого уровня управления
заключалась в надзоре за
деятельностью местной
администрации. Наиболее важные
аспекты управления (контроль за
деятельностью местных управлений,
назначение и увольнение
чиновников, представление к
наградам и пр.) входили в
компетенцию генерал-губернатора.
Совет осуществлял ревизию дел в
губернских присутственных местах и
занимался решением хозяйственных
вопросов.

Губернское
управление разделялось на общее и
частное. Общее являлось фактически
проецированием Главного
управления на губернский уровень, с
сохранением тех же функций, только
в масштабе губернии. Частное
управление имело три составляющих
— губернское правление (по
полицейским делам), казенная палата
(главное финансовое учреждение
губернии, занимавшееся сбором и
распределением налогов, ревизией
всех счетов, составлением реестра
"о доходах и расходах" по
губернии) и губернский суд
(рассматривал административные и
уголовные дела). Здесь следует
отметить, что, в отличие от более
позднего времени, суд и
прокурорский надзор в Сибири были
зависимы от губернской
администрации: губернатор
утверждал все судебные приговоры, а
в случае его несогласия с решением
суда, пересмотр дел осуществлял
совет Главного управления.

Следующей
ступенью управления являлось
Окружное. Так, например,
"Учреждением" Сперанского
Иркутская губерния была разделена
на пять округов: Иркутский,
Нижнеудинский, Верхнеудинский,
Нерчинский и Киренский. В
зависимости от количества
населения, они подразделялись на
три типа: многолюдные
(Нижнеудинский, Верхнеудинский,
Нерчинский), средние (Иркутский,
Кирен,ский), и малолюдные.
Соответственно полный комплекс
административных учреждений имели
лишь первый из них, во вторых,
предусматривалось только частное
правление, в последних же
администрация была представлена
земским исправником, который
осуществлял общий надзор по
полицейским, финансовым и
продовольственным делам.

По
аналогичной схеме осуществлялось
городское управление. В
многолюдных городах (Иркутске)
администрация состояла из полиции
(городничий и городская управа),
хозяйственного управления (Дума) и
городского суда (городской судья и
два выборных заседателя).
Управление средних городов
(Нерчинска, Верхнеудинска и
Троицкосавска) заключалось лишь в
полицейском управлении с
городничим. Хозяйственным
управлением и судом в таких городах
ведала Ратуша в составе городского
судьи и двух заседателей.

В малолюдных
городах (Нижнеудинске, Киренске,
Селенгинске и Баргузине)
управление осуществляли только
городничий (полиция), городские
старосты (хозяйственное
управление) и словесный суд.

"Учреждение"
Сперанского вместе с
сопутствующими ему уставами и
положениями были весьма
прогрессивными документами. Они
появились в то время, когда по всей
России (за исключением ее западных
окраин) действовали общие законы,
разобщенные в бесчисленном
множестве отдельных указов.
Поэтому свод законов для
Сибирского региона, разработанный
М.М. Сперанским, не мог не оказать
сильного влияния на жизнь этого
края. Их автор стремился заменить
произвол властей законным
порядком, уменьшить налоговые
сборы с населения, обеспечить его
продовольствием и предоставить
свободу экономического развития.
Все это придавало законам
Сперанского огромное значение в
глазах сибиряков, которые
гордились тем, что у них есть свое
сибирское "Учреждение".
Сибирская административная
система, разработанная в 1822 г. М.М.
Сперанским, просуществовала
фактически без изменений вплоть до
свержения самодержавия, что
является лучшим доказательством ее
жизнеспособности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры