издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожников выручает лес

  • Автор: Константин БЕЛОПОТАПОВ

С января нынешнего года в Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе началась реорганизация ГУДЭП (государственных
унитарных дорожно-эксплуатационных предприятий). Теперь
все они объединяются в одну структуру — государственное
унитарное предприятие «Окравтодор». Управляющая организация
будет находиться на базе Эхирит-Булагатского ГУДЭП.
Остальные предприятия — филиалы в ее подчинении.

Так должно было произойти давно. Предприятия, являющиеся
структурными подразделениями «Иркутскавтодора», после
объявления округом своей независимости остались без
единого руководства. Впоследствии те из них, что послабее,
стали медленно приходить в упадок. Другие предприятия,
где начальство оказалось дальновиднее, выжили,
остались на плаву.

Эхирит-Булагатское ГУДЭП, по словам директора «Окравтодора»
Александра Файзрахманова, должно было «отдать богу душу»
к концу этого года, если бы не началась реорганизация.
Слова не пустые, выводы сделаны по результатам проверки
деятельности предприятия. Оказалось, что в последнее
время коллективу просто бешено везло. В феврале этого
года директором ГУДЭП Игорем Давыденко для работников
предприятия были установлены разряды, мысли о которых
не должно было возникнуть при условии правильного пользования
ЕТКС (Единый тарифный квалификационный справочник).
Вдобавок ко всему, незаконно выросшие зарплаты никак
не совпадали с объемом финансовых средств, которым по
всем правилам должно было располагать ГУДЭП.

Летом прошлого года Эхирит-Булагатское ГУДЭП не пинал
только ленивый. Возможно, в связи с выборами Игоря Давыденко
в районную Думу, возможно, потому что надоело смотреть,
как разваливается предприятие. Тем не менее обвинения
в неумелом руководстве предприятием звучали. Вполне
обоснованные, но не приведшие ни к какому результату.

За отсутствием управляющей организации, вопрос о распределении
техники и средств директор решал так, как считал необходимым.
Распределить их можно было по-разному, поскольку Эхирит-Булагатский
ГУДЭП как источник дополнительного дохода использовал
деревоперерабатывающее производство.

С помощью древесины Игорь Давыденко пытался решить и
проблемы, с которыми столкнулся в 2001 г. Именно в это
время предприятие, имевшее долг перед бюджетами в полтора
миллиона, вместе с остальными ГУДЭПами не получило деньги
за объемы работ, выполненные в предыдущем году. Долг
за счет пени стал расти, и во второй половине 2001 года
дорос до пяти миллионов. Справиться с навалившимся грузом
предприятие не могло, директор сетовал на государство,
дорожное управление, не вернувших деньги за работу,
и активно продолжал заниматься лесом. Так активно, что
дороги пошли «по боку». Предприятие с трудом справлялось
с объемами работ, качество и темпы их выполнения оставляли
желать лучшего.

Сегодня у Эхирит-Булагатского дорожно-эксплуатационного
предприятия больше двух миллионов долгов по налогам.
Однако это не единственное ГУДЭП, которое находится
«в завале». В тяжелом положении сейчас Александровское
ГУДЭП — у него долги по налогам составляют тоже больше
двух миллионов. Еще осенью не стояло на ногах Нукутское.
Техника Баяндаевского похожа на груду металлолома. Достойно
ведут себя аларцы, однако одно дорожно-эксплуатационное
предприятие не может работать на весь округ.

В связи с создавшимся положением и началась реорганизация.
Новая структура теперь имеет возможность перемещения
рабочих, техники, средств. То есть в случае нежелания
предприятия выполнять свою работу, «Окравтодор» передаст
его объемы другому филиалу. Тем самым будет эффективно
использовать федеральные средства. Подобного не было
в те времена, когда дорожное управление «тянуло за уши»
подрядчика только с тем, чтобы отдать ему деньги. Ход
был вынужденным, потому что решение о возврате средств в Москву,
как неосвоенных, дорожное управление в округе вряд ли
бы поддержали.

Под контролем «Окравтодора» будут находиться и разряды
работников предприятий. Затем, чтобы «не было мучительно
больно» при взгляде на необоснованно раздутые зарплаты.
На днях руководителей предприятий попросили дать на
утверждение штатное расписание и весь фонд оплаты труда,
который они планируют на год. Все эти данные будут учитываться
при распределении федеральных средств между филиалами.

Управляющая организация будет контролировать и дополнительные
источники доходов филиалов. Поскольку федеральных средств
не хватает, «левые» деньги, которые ГУДЭПы зарабатывают
на лесопереработке, реализации сельхозпродукции, пока
никто не отменял.

Положительным моментом в перестройке дорожной отрасли
является и то, что новая структура будет выступать на
подрядах как одна организация. Благодаря этому у предприятий
появится возможность участвовать в тендерных торгах
на уровне области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры