издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хождение в "Тальцы"

  • Автор: Лариса КОНДРАЦКАЯ

Всем известно, что первый российский публичный музей
был открыт в 1719 г. в Санкт-Петербурге по велению Петра
Первого и назывался на немецкий манер кунсткамерой.
Как и в большинстве случаев, затея Петра Первого была
перспективной, потому что с тех пор славная семья музеев
стала разрастаться и пополняться различными направлениями.
Так появились музеи исторические, технические, сельскохозяйственные,
естественнонаучные, художественные, литературные, мемориальные,
краеведческие и др. Таким образом, на начало третьего
тысячелетия в Российской Федерации насчитывается свыше
1,2 тыс. государственных музеев.

Музей — это не просто заведение, хранящее памятники
материальной и духовной культуры, как это может показаться
на первый взгляд; на сегодняшний день музей представляет
сочетание науки, производства и познавательного отдыха.
Особые усилия прилагаются в сфере создания информационного
пространства, связанного со всеми этими явлениями. В
последнее время рыночная экономика внесла существенные
коррективы в деятельность российских музеев, заставив
работать музееведов по новым технологиям. Теперь во
главу угла в современных кунсткамерах ставятся интенсивные
методы работы, обеспечивающие максимальную востребованность
мероприятий посетителями.

Каждый из музеев подобные задачи решает по-своему. Так,
Государственный исторический музей, некогда основанный
императором Александром Вторым, активно использует театрализованную
методику ведения экскурсий: например, у входа в каменные
палаты вас встречает боярышня в соответствующем эпохе
наряде, кланяется в пояс, а то и целует в уста сахарные,
проводит по всем палатам, велеречиво повествуя о делах
давно минувших дней, предлагает откушать стопку горькой
настойки, той самой, которая готовилась по старинным
рецептам для самого Ивана Грозного. Подобные экскурсии
пользуются сногсшибательной популярностью, и очередь
на посещение расписана на два года вперед. Кроме всего
прочего ГИМ является всероссийским Научно-методическим
центром, организатором отраслевых научных конференций.
Ратуя за качество исторических знаний, Министерство
культуры России учредило при ГИМе ежегодную премию им.
Забелина за лучшие научные работы музейным работникам.
В 2002 г. такая премия была вручена научным сотрудникам
архитектурно-этнографического музея «Тальцы» Ю. Лыхину
и Т. Крючковой за создание библиографического словаря
«Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVIII век
— 1917 г.)». Работа была признана фундаментальной и
оценена по достоинству. Но прежде чем это произошло,
иркутянам понадобилось 20 лет кропотливых исследований.
Иконоведение — сложнейшая наука, связывающая мир дольний
и мир горний, во всех ее нюансах пришлось разобраться
Тамаре Крючковой прежде чем приступить к изучению творчества
иркутских иконописцев. В музее «Тальцы» Тамара Крючкова
возглавляет фондовую работу и параллельно руководит
обществом «Икона в Иркутске». Юрий Лыхин — разносторонний
историк, интересы которого распространяются на область
археологии, культурной жизни Иркутской губернии рубежа
XIX—XX вв. и истории Ленского края. Он является ученым
секретарем музея, под его руководством осуществляется
активная работа по формированию научно-популярного журнала
«Тальцы» и сугубо научного издания «Известия музея «Тальцы».
Прежде чем завершить библиографический словарь, Крючкова
и Лыхин защитили кандидатские диссертации при Иркутском
государственном университете по теме «Художественная
жизнь Иркутска первой четверти XX века».

Если поближе познакомиться с библиографическим словарем
об иконописцах, мастерах и художниках Иркутска, то
можно предметно ощутить, как с момента создания города
на протяжении не одного столетия люди, обладающие искрой
божьей, трудились на благо и процветание общества,
расширяя его духовные и культурные границы. Примечательно,
что Господь оказался щедрым и наделил талантом не только
профессиональных рисовальщиков, скульпторов и живописцев,
но и представителей других профессий. Так, свою лепту
в изобразительное искусство Иркутска внесли священники,
монахи, астрономы, ювелиры, гражданские и военные инженеры,
мастерицы-златошвейки, колокольных дел мастера, меднолитейщики,
резчики по камню, позолотчики, столяры, крестьяне, надворный
советник, коллежский секретарь и адмирал. Заграничные
гости также оставили свой след в нашем искусстве —
англичане, поляки, шведы, немцы и даже французский маркиз.

Получение премии им. Забелина сотрудниками музея «Тальцы»
явилось ярким событием и определенной вехой в творческой
жизни музея деревянного зодчества. Не секрет, что музей
является любимцем и гордостью иркутян: здесь можно прикоснуться
к стародавней старине, осматривая выставки и экспозиции;
после пыльного города подышать свежим воздухом, отобедать
в трактире, покататься на горке, покачаться на деревенских
качелях, поработать в гончарной мастерской. Одним словом,
полноценно отдохнуть, погрузившись в историю родного края.
Особым спросом у посетителей пользуется проведение на
территории музея народных обрядовых праздников, таких
как Масленица и Троица. В этом году Масленицу посетило
около 11 тыс. человек. Сейчас началась активная подготовка
к проведению Троицы, которая состоится 23 июня.

Экспозиционный фонд музея регулярно пополняется новыми
интересными экспонатами. Только за первый квартал 2002
г. он увеличился более, чем на 100 экземпляров. Ежегодно
сдаваемые в эксплуатацию экспозиционные объекты музейного
комплекса «Тальцы» красноречиво говорят о том, что и
с такой задачей, как сохранение памятников традиционной
культуры народов Предбайкалья, коллектив музея справляется
успешно. Таким образом, триединство науки, производства
и познавательного отдыха дает отличные результаты в
практике музееведения. С учетом новых технологий сотрудниками
музея разрабатываются эксклюзивные проекты, которые
в обозримом будущем будут представлены на суд посетителей
и почитателей музея и, несомненно, вызовут живой интерес.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры