издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Первых шагов" первые радости

  • Автор: Татьяна КОЛЕСНИКОВА

В Иркутске прошел областной фестиваль любительских кукольных
театров «Первые шаги». Из Ангарска, Зимы, Нижнеудинска,
Тулуна, Шелехова, из Братского, Тайшетского, Усольского,
Усть-Кутского, Черемховского районов шестнадцать кукольных
театров позвал областной театр кукол «Аистенок». Возраст
участников фестиваля — от десяти лет и старше. Органично
вписались в фестиваль «взрослые» любительские театры:
«Затея» (г. Шелехов, ростовые куклы), лубочный театр
пос. Илир Братского района и «Обыкновенное чудо» (г.
Иркутск). Собрались, чтобы познакомиться, поделиться
творческим настроением, поучиться друг у друга, обменяться
опытом.

Артисты-кукловоды воплощали героев русских народных
сказок «Маша и медведь» ( театр «Веснушки» из Алехино
Черемховского района), «Змей Горыныч» (театр «Волшебный
фонарь» п. Шиткино Тайшетского района), «Заяц, лиса
и петух» (театр «Колобок» с. Хомутово Иркутского района),
а также любимых детьми всех поколений героев сказок
Бажова, Андерсена, Маршака, Орлова: «Серебряное копытце»
(п. Янталь Усть-Кутского района), «Пернатая сказка»
(театр марионеток с. Урик Иркутского района), «Про козла»
(театр «Теремок» г. Шелехова), «Золотой цыпленок» (театр
«Горизонт» г. Ангарска) — всех не перечислить.

Любительские театры не только представляют традиционные
сказки. Они придумывают сказки на новый лад, а в сказочные
сюжеты органично вплетают реальные события. Театры смело
осваивают сценическое пространство, и тогда на авансцене
появляются сказочные и несказочные персонажи, которые
могут комментировать действие, происходящее за рамками
ширмы, или рядом с кукольными героями появляются их двойники,
только человечьи. Сценография любительского театра включает
хореографию, музыку, и тогда возникает некий синтез
искусств. Наверно, так рождается театр комплексный.
Именно так воспринимается спектакль «Ай да репка» театра
«Чуфело» (г. Ангарск, рук. Л. Багрейчук), в котором,
к слову сказать, исполнялись песни актеров театра —
Дмитрия Рунева и Романа Зорина.

Три фестивальных дня были наполнены не только постановками.
В фойе театра «Аистенок» можно было познакомиться с
театральными куклами. Перчаточные и тростевые, тряпичные,
из папье-маше и вязаные, они словно затеяли самостоятельное
импровизированное зрелище. Впрочем, театральная импровизация
превращала в мастер-паузы интервалы между спектаклями
и даже поклоны. Миниатюры создавались для того, чтобы
подсказать, как правильно работать с куклой, как сделать
ее сценические движения экспрессивнее, выразительнее.
Этому же немало способствовал и открытый урок, который
провели студенты первого курса отделения театра кукол
Иркутского театрального училища. В этом увлекательном
тренинге интересно было всем: ребятам, руководителям,
да и, видно по всему, самим студентам. Творческую обстановку
создали организаторы фестиваля «Первые шаги» — комитет
по культуре и главное управление общего и профессионального
образования областной администрации, областной центр
народного творчества и досуга, театр кукол «Аистенок».

Трудно переоценить значение фестиваля.

— Безусловно, этот первый в нашей области фестиваль
кукольников очень важен для руководителей, для нашего
общения, потому что искусство театра кукол уникально,
оно обособленно от других видов искусства. Нам требуется
общение, — говорит Любовь Багрейчук, руководитель театра «Чуфело»,
— нам нужно не потеряться в этом огромном мире. Для
ребят такое общение очень важно, как важно понимать
значимость своего искусства.

Жюри фестиваля трепетно оценивало творческие работы
любительских театров. Мнением о выступлениях коллективов
поделился главный специалист по любительским театрам
областного центра народного творчества и досуга Валерий
Кирюнин:

— Любой фестиваль имеет свои вершины. Вершиной этого
фестиваля стал театр «Чуфело» из Ангарска. Руководит
этим театром профессионал. Коллектив у них стабильный,
ребята талантливые, причем все они старшеклассники.
А рядом есть руководители-энтузиасты, очень искренние,
но которым нужно еще учиться и учиться. Положительным
моментом фестиваля стало то, что очень многие старшеклассники
заинтересовались театром кукол как таковым, заинтересовались
театральным училищем.

Когда пришло время разлетаться, теперь уже вместе с
аистятами-куклами, подаренными каждому театру — участнику
фестиваля, ребята
обменивались адресами. Они уже мечтали о новых постановках
и о новых встречах на большой сцене театра, в котором
живет их старший брат «Айка».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры