издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Во Львове упал иркутский "Сухой"

В прошлое воскресенье во время авиационного праздника во Львове "Су-27" обрушился в толпу зрителей, собравшихся на аэродроме Скнылив. Вместе с истребителем сгорело восемьдесят три человека - взрослые и дети. Сто семьдесят раненых и обожженных заполнили городские больницы. Пилоты, Юрий Егоров и Владимир Топотарь, успели катапультироваться.

Работа над фронтовым истребителем 4 поколения Т10-7 (Су-27)
началась в КБ «Сухого» в 1969 году. 20 мая 1977 года новую машину
впервые поднял в воздух летчик — испытатель В. Илюшин. 7 мая 1978
года во время испытаний погиб летчик-испытатель Е. Соловьев. Первые
пять «сушек» были построены в Комсомольске-на-Амуре. Впоследствии
машина была доработана и в 1980 году создана спарка Су-27УБ. К
серийному выпуску самолета, который быстро стал «звездой»
международных авиационных салонов, в 1986 году приступил Иркутский
авиационный завод. Во Львове погибла машина, построенная в Иркутске.

«Сушки» падают не часто. А таких жутких последствий,
как на Украине,
не было никогда. Авиационную катастрофу во Львове комментирует
технический директор Иркутского авиационного производственного
объединения Александр Вепрев.

— Пока государственная комиссия Украины не закончила расследование, я
могу высказать лишь свои субъективные предположения, — сказал
Александр Алексеевич. — Насколько можно судить по имеющейся
информации, двигатели работали до последнего мгновения. С планером
тоже все было в порядке. Полагаю, что пилоту не хватило высоты для
выполнения маневра.

— Иначе говоря, виноват экипаж?

— Такие выводы может сделать только комиссия. Я же оцениваю
реальную ситуацию. Определенно могу сказать одно: Су-27УБ — высоко
маневренный истребитель, машина с заданным уровнем
надежности.

— Почему-то этой машине не везет с авиасалонами. Помнится,
несколько лет назад на международной выставке в Ле Бурже с
«Сушкой» тоже произошла авария. Летчик катапультировался,
обошлось без жертв.

— В Ле-Бурже был представлен другой самолет. Су-30 МКИ, новейшая
разработка ОКБ. Машина, не имеющая аналогов в мире по своим летно-
техническим характеристикам. 12 июня 1999 года при выполнении
демонстрационного полета накануне открытия салона опытный самолет
потерпел аварию. Экипаж, летчик испытатель Герой России В.Аверьянов
и штурман испытатель В.Шендрик, благополучно катапультировались.
Тогда имели место объективные предпосылки. При выполнении фигур
высшего пилотажа в режиме сверхманевренности организаторами
авиасалона было сокращено время, в которое следовало уложиться
экипажу. Это и стало одной из причин аварии. Хочу заметить, что,
В.Аверьянов — летчик-испытатель высочайшего класса. В дальнейшем, на
авиасалонах МАКС-99 и Аэро-Индия 200 он реабилитировал не только
самолет, но и себя.

Надо сказать, что на таких мероприятиях организаторами всегда
принимаются особые меры для безопасности зрителей. Очень точно
определяется свободная зона, в которой выполняются маневры и место,
где могут находиться зрители. Даже самая совершенная техника может
подвести. Вмешивается и человеческий фактор. К сожалению, когда что-
то случается с «Су-27», виноват оказывается, по имеющейся у нас
информации, чаще всего, именно человеческий фактор.

— Что вы можете сказать о машине, которая стала участницей
трагедии во Львове?

— Машина была изготовлена на ИАПО в 1991 году и отправлена в
воинскую часть на Украине. После того, как завод выполнил все
гарантийные обязательства, мы не имели сведений о том, где этот
самолет находится и как эксплуатируется.

— Представители ИАПО участвуют в работе комиссии?

— Нет. Украина — другое государство. Иностранная армия…

— В СМИ мелькнула реплика, что летчики не имели права покидать
машину до тех пор, пока не вывели ее в безопасную для зрителей
зону.

— Я, опять таки, не берусь никого судить до того, как сделает
окончательное заключение комиссия. Но, возвращаясь к печальному
событию, авиакатастрофе здесь у нас во Втором Иркутске в 1997 году,
хочу напомнить, что экипаж «Антея» вел себя тогда безукоризненно. Он
сделал все от него зависящее, чтобы положить самолет с минимальными
жертвами. И, кстати, о причинах… Комиссия так и не
сделала окончательных
выводов о том, что именно стало причиной отказа техники.

30 июля комиссия, расследующая причины львовской катастрофы,
отвергла предположение о неисправности двигателя. В качестве
наиболее вероятной рассматривается версия, по которой вина лежит на
экипаже. Отстраненный от должности и арестованный
генпрокуратурой Украины главком ВВС Стрельников утверждает, что
экипаж не выполнил полетное задание. Юрий Егоров и Владимир
Топотарь взяты под стражу в госпитале. Стало известно, что на
допросе пилоты показали следующее: поле было не таким, как
показывали планы шоу; зрители размещались иначе, чем это
предусматривал план; траекторию полета пришлось менять после
взлета и команда на него поступила 10 минутами раньше
установленного времени; машину, на которой проходили тренировки,
заменили на другую; в баках были излишки горючего. И, может быть,
самое главное. Налет часов экипажа за год составил всего 20 часов, хотя
по норме положено 200.

Пока комиссия расследует причины авиакатастрофы, а генеральная
прокуратура угрожает летчикам и всему, уже смещенному, руководству
ВВС тюрьмой, в Украине на крови шоу авиационного разыгрывается шоу
политическое. Парламентская оппозиция во главе с Виктором Ющенко
обвинила в трагедии Верховного главнокомандующего Украины
президента Кучму.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры