издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что такое хорошо и что такое плохо?

  • Автор: Светлана ТЕПЛОВА

Какими только эпитетами не награждают сибирскую тайгу: и бескрайняя она, и безбрежная, и
«легкие» планеты, и «зеленое море». Так-то оно так, да только именно эта кажущаяся
огромность делает ее совершенно беззащитной перед человеком. Было бы мало, может быть,
государственная политика была бы более щадящей по отношению к лесному достоянию и
более строгой в наказаниях за хищения. Оснащенный современной техникой, и жаждой
быстрой наживы ринулись многочисленные «воруйки » за главным таежным богатством —
древесиной. Российское законодательство этого безобразия как бы не замечает, дескать очень
это сложно — на таких-то массивах порядок наводить: у каждой сосны милиционера с
автоматом не поставишь. Такая позиция очень удобна: вроде и «приоритеты обозначены», и
особо напрягаться не надо.
Считается, что нам, маленьким людям, не уразуметь скрытого смысла происходящего. А
между тем рядовой человек хоть и не обладает глобальностью мышления, но читать
наученный и сопоставить некоторые цифры и факты вполне способен.

Понятно, почему в дровосеки сегодня подались все, кому мечта о быстрых деньгах душу
греет. Простая арифметика: нужные документы и разрешения недорого купить можно, пост
контролеров тоже нетрудно проскочить, а уж поближе к крупным центрам и покупатели из
Поднебесной наготове. У них в Китае к 2025 году дефицит древесины должен возрасти в
четыре раза, до 200 миллионов кубометров. Для удовлетворения потребности в древесине
Китай рассчитывает на ресурсы своего северного соседа — России, которая уже сейчас
обеспечивает почти половину импорта древесины в Китай.

Вот и получается, что огромный спрос на российский лес с китайской стороны и отсутствие
в России эффективного контроля за лесозаготовкой создают самую благоприятную почву
для такого масштаба злоупотреблений, что не возьмется подсчитать ни один даже самый
независимый эксперт. Но мы на роль экспертов от экономики и не претендуем, потому
попробуем просто сопоставить некоторые цифры из публикаций. Возьмем, к примеру,
напечатанную в «ВСП» статью «Замороженный лес», где пишется, что из-за того, что ВСЖД не
хватает вагонов, лесом завалены склады и железнодорожные станции. Здесь же автор
отмечает, что в этом году древесины отправлено вдвое больше, чем в прошлом году. Но
«валютная продукция лежит без движения, накручивая убытки на производителей».
Железнодорожники, напрягаясь из последних сил, пытаются обеспечивать непомерно
возрастающие потребности разнообразных лесозаготовителей. За последние пять лет
ежесуточная отгрузка возросла в 2,5 раза. Только за ноябрь при плане 27 тысяч тонн ВСЖД
ежесуточно отгружала более 29 тысяч тонн древесины.

Парадокс, но именно нехватка железнодорожного транспорта и слабая пропускная
способность приграничных пунктов сегодня сдерживают экспорт сибирской древесины.
Страшно подумать, что бы случилось, если бы железнодорожники вывозили за рубеж
столько леса, сколько возжелали наши китайские покупатели.

Читая о возрождении лесной отрасли на территории области, мы радуемся, глядя на
«растущие» цифры лесозаготовки и экспорта. При этом стараемся не думать, что
превращаемся в сырьевой придаток не только Запада, но и Востока. Торопимся урвать
сегодня, отгоняя мысли о завтрашнем дне. Когда-то Джон Голсуорси сказал: «Если вы не
думаете о будущем, у вас его не будет».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры