издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр Васильев: Не нужно политизировать национально-культурное движение!

  • Автор: Беседовала Ливия КАМИНСКАЯ, пресс-служба администрации Иркутской области

Наше общество долго воспитывалось на идее интернационализма, нас убеждали в том, что национальный вопрос в нашей стране решен окончательно и навсегда и новая общность - советский народ дружно возводит здание развитого социализма. Однако "новый Вавилон" оказался выстроенным на песке. Распался Союз, прежние братские народы поставили между собой пограничные столбы, выплыли на свет старые обиды, ставшие основой межнациональных конфликтов, очень похожих на гражданскую войну.

И вот уже в веротерпимой многонациональной во все времена
Сибири можно услышать раздраженные реплики по поводу «засилья
кавказцев», «китайской экспансии» и даже лозунги «Иркутск — для
иркутян!».

Иркутская область — регион многонациональный, здесь
проживают представители 136 национальностей: кроме русских,
составляющих подавляющее большинство, — буряты и татары,
белорусы и немцы, украинцы и чуваши, узбеки и удмурты,
азербайджанцы и армяне, тофы и эвенки, корейцы и так далее. Есть
коренные, а есть приезжие и осевшие навсегда, уже считающие себя
сибиряками; немало и других, кто потерял малую родину и пытается
обрести ее здесь. 24 национальности создали на территории области
свои объединения и общины, в регионе работают 43 национально-
культурных объединения.

Недавно в Иркутске состоялась областная конференция народов
Прибайкалья, собравшая представителей 18 национально-
культурных объединений. Конференцию организовал комитет по
связям с общественностью и национальным отношениям областной
администрации. Можно ли построить национальную политику в
отдельно взятом регионе и какой она представляется областной
власти — об этом наша беседа с председателем комитета
Александром ВАСИЛЬЕВЫМ.

— Александр Иванович, национальный вопрос сегодня — как
живая рана, которой страшно коснуться неумелой рукой,
того и гляди, причинишь кому-то боль. Но и делать вид, что
проблемы не существует, — тоже не выход из положения.
Прошедшая конференция вызвана актуальностью
обстановки или это плановая работа администрации по
осуществлению национальной политики в области?

— Никакого специального повода для проведения конференции не
было. Это продолжение планомерной работы, начатой
администрацией области три года назад. Работы, которая
заключается в постепенном, поэтапном становлении новых
подходов в формировании межнациональных отношений в
области. Ведь мы долгое время считали, что нет этой проблемы.
А когда она встала во весь рост, испугались: с какой стороны к
ней подходить? Я считаю, что главный принцип в построении
отношений народов разной национальностей — взаимное
уважение, взаимное доверие. Часто люди говорят о каких-то
своих правдах, но основная и главная правда — надо жить по
человеческим правилам, видеть в каждом в первую очередь
человека. С этих позиций совсем по-другому выстраиваются
отношения. В сущности, мы мало знаем друг о друге. Мы живем
в мире навязанных нам стереотипов и мифов, навешанных
ярлыков: вот этот хорош, а этот плох. Да мы просто разные —
каждый со своими традициями, своим укладом жизни. Так это
повод для вражды? Или взаимного интереса?

Поэтому первый принцип, который мы провозгласили, начав
собирать вместе национально-культурные центры (а собираемся мы
теперь не реже, чем раз в два месяца), — давайте уважать друг друга,
давайте слышать друг друга, считаться с позицией каждого и
находить общую линию поведения, которая служила бы общему
благу. И тогда все становится на свои места.

— Принцип вроде бы простой и понятный, но практика
преподносит нам другие примеры: и вражду на национальной
почве, и обвинения отдельных этнических групп в создании
криминальной обстановки в регионе. Как областная власть
видит свою роль в предупреждении этих настроений?

— Мы имеем дело в первую очередь с общественными
национально-культурными объединениями. По российскому
законодательству органы власти не имеют права вмешиваться в
дела общественных организаций, если нет нарушений закона. Но
речь идет не о вмешательстве, а о совместной работе, о
сотрудничестве общественности и власти.

Если мы хотим жить в многонациональном государстве, мы должны
считаться с тем, что каждый народ имеет право на сохранение и
развитие своей культуры, своего языка. И цель государства, в
данном случае областной власти, — создать в обществе такие
условия, чтобы ни одна этническая общность не чувствовала себя
ущемленной. Найти пути решения, подходы, согласовать позиции,
учесть возможности и ориентиры каждого. Мы начали с поддержки
национально-культурных объединений. Кстати, наша область — один
из немногих регионов, где средства на эти цели планово выделяются
уже с 1996 года. В 2002 году эта сумма по сравнению с прошлым
годом выросла в 4 раза, а в следующем, 2003 году она составит 2339
тысяч рублей, то есть больше предыдущей почти вдвое. При
распределении этих средств мы стараемся добиться полной ясности
и прозрачности; национально-культурные центры знают, сколько и
на что выделено денег, как они расходуются.

— И на что идут эти средства?

— На проведение национальных праздников и фестивалей, на
организацию изучения родного языка, на развитие и сохранение
культурных ценностей и, конечно, на совместные мероприятия,
которые помогают укрепить чувство общности, взаимного
понимания того, что мы живем в одном общем доме под
названием Сибирь и одинаково заинтересованы в стабильности и
спокойной обстановке в нем. К счастью, это чувство общности
сохранилось в нашем регионе, и важно укрепить его, поддержать.
Когда в прошлом году мы решили провести первый детский
фестиваль с участием всех национальных сообществ, не все
приняли эту идею с восторгом, некоторые национальные центры
имеют тенденцию к некоей замкнутости. Но дети более открыты
для общения, и именно они помогли создать обстановку
взаимной доброжелательности и смели все национальные
барьеры, помогая взрослым сделать праздник общим.

Дело в том, что воспитание на идеях интернационализма
имело и свою негативную сторону. Мы развивали общую
советскую культуру, не очень-то заботясь о сохранении
национальных особенностей, все это подлежало «отмиранию»
как признак «национализма». И теперь приходится многое
восстанавливать и развивать. И мы должны содействовать
сохранению этого культурного фонда, особенно малых народов.

Предвижу и даже мысленно слышу голос моего русского
оппонента-патриота: а что же, русская культура меньше нуждается
в защите?

Конечно нет, и русскую культуру надо также бережно хранить и
развивать, и мы поддерживаем интересные начинания Русского
национального общества, работающего в Иркутске. Просто надо
иметь в виду, что мы — большой народ (90% жителей области
составляют русские) и у большого народа меньше опасности
исчезнуть с лица земли. И поддержать, дать какие-то преимущества
малой национальности для ее развития — признак силы и величия
нации.

— Вероятно, новая перепись населения покажет существенные
изменения в соотношении национальностей на нашей
территории. Распад Союза вызвал большой поток мигрантов
из кавказских и среднеазиатских республик, из Китая. Часто
они и не имеют российского подданства. Люди связывают
увеличение преступности с этими процессами. Последние
трагические события, произошедшие в азербайджанском
национально-культурном центре «Бирлик», еще усилили это
впечатление.

— Проще всего свести все к простым схемам. Этот народ — торгаши,
этот — спекулянты, этот — бандиты и так далее. Навесили ярлык и
вроде как решили для себя вопрос, сформировали общественное
мнение. А параллельно породили чувство обиды, ущемленности
у целого народа.

Да, люди приезжают к нам в область, как, впрочем, приезжали
всегда. Миграция давно стала международным явлением. Но разве
это означает, что все представители той или иной этнической
группы, осевшие в нашем регионе, преступники? Да, в областном
экономическом сообществе, особенно в сфере малого и среднего
бизнеса, существуют отдельные структуры и группы этнического
характера. Конкурентная борьба иногда приводит к проявлению
«бытового национализма». Но это не повод говорить о планомерной
этнической экономической экспансии.

Ведь почему люди едут сюда? Не от хорошей жизни, поверьте.
Там, откуда они снялись, очень тяжелое социально-экономическое
положение. И люди ищут, где лучше. А местному населению тоже
нелегко, и нам начинает казаться, что это они, приезжие, занимают
наше «место под солнцем». Вот так взращивается национализм,
шовинизм. Ведь шовинизм, как правило, это признак того, что люди
плохо живут. При тяжелой жизни всегда появляется соблазн найти
виновных.

Как раз задача местных национальных сообществ — быть готовым
противостоять возможным негативным явлениям, а для этого
местные диаспоры должны быть устойчивыми, чувствовать
поддержку со стороны властей, ощущать плечо других
национальных сообществ. Тогда многие конфликты просто станут
невозможными. Вот вам один пример. Когда отмечался 100-летний
юбилей татарской мечети в Иркутске, мусульмане других
национальностей почувствовали себя как бы обойденными: а почему
мечеть татарская, а не азербайджанская или чеченская? И татарская
община повела себя мудро. Веру, сказали они, нельзя делить на
кусочки, приходите и молитесь все, кто желает. Кстати,
председателем оргкомитета стал азербайджанец. Так что конфликт
был исчерпан, не успев родиться.

«Национальную карту» иногда пытаются разыграть в своих
интересах и различные политические силы. Но национальные
центры выработали по отношению к этому общую позицию:
укрепление национальных отношений не должно зависеть от
политических персон и группировок. Правда, в некоторых центрах
звучали предложения о квотах для национальных диаспор в
Законодательном собрании области. Но есть ли в этом смысл? Ведь
ни во время приема на работу в исполнительные органы, ни при
избрании депутатов в местный парламент не существует каких-либо
ограничений по национальному признаку. А вот создание
общественного координационного совета по национальным
отношениям при губернаторе области и Совета по соблюдению прав
национальностей при Законодательном собрании было бы
целесообразным.

Что же касается убийства Агаева, то и здесь совершенно
неправомерно вмешивать межнациональные отношения. К
сожалению, неосторожные, бездоказательные, в какой-то мере даже
провокационные высказывания некоторых газет и работников
правоохранительных органов о причинах этой трагедии создали
почву для этнической напряженности.

После расстрела национального центра «Бирлик» представители
чеченской диаспоры подали в суд на газету, где этим событиям
придавалась национальная окраска. Правда, редакция в конце
концов признала свою ошибку и дала возможность чеченской
общественности через газету опровергнуть ничем не подкрепленные
обвинения, и заявление было отозвано из суда. Не следует путать
передел криминальный с переделом национальным. Ведь криминала
на почве передела собственности хватает и в славянской среде, и
среди других национальностей.

— То есть национальные центры — тот самый рычаг или
механизм, через который областная власть строит
межнациональные отношения? В этом случае конференция
достигла поставленных перед ней целей?

— Во всяком случае, никто из ее участников не усомнился в
необходимости таких встреч. Напротив, выступления
представителей разных национальных центров подтвердили, что
мы на верном пути, что нужно единство действий.
Диссонансом прозвучало лишь выступление депутата
Законодательного собрания Антона Романова о выработке
собственной, областной концепции национальной политики. Его
предложение о необходимости участия национально-культурных
центров в решении таких вопросов, как служба в армии, реформа
ЖКХ, строительство жилья, многими было воспринято как попытка
политизировать национально-культурное движение.
Не может быть в каждой отдельно взятой области своей, особой
национальной политики. Есть государственная политика,
оговоренная Конституцией, ее осуществление и является нашей
задачей. На это и направлены решения конференции и
утвержденные ею планы.

Конструктивный диалог, который состоялся здесь, получит свое
продолжение, и областные власти будут активно участвовать в этом
разговоре. Как выяснилось, потребность в общении велика. В связи
с этим очень хотелось бы, чтобы в Иркутске появился ресурсный
центр, такой, например, как Дом народов в Москве или
Межнациональный культурный центр Красноярского края, который
позволил бы эффективнее решать вопросы сотрудничества людей
разных национальностей и проблемы каждого народа
многонациональной Сибири.

Мы планируем провести в августе нового года конференцию
коренных народов области, а в ноябре — конференцию
национальных центров и автономий нашего региона, вообще,
сделать планомерной и обоснованной подготовку ежегодной
программы развития межнациональных отношений и национальных
культур.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры