издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Я б в чиновники пошел, только мало платят...

Во вторник состоялось заседание комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении. В этот же день председатель комитета Борис Алексеев провел заседание рабочей группы по подготовке региональных законов об административной ответственности.

— Борис Григорьевич, один из вопросов, который сегодня рассматривал ваш комитет, это
утверждение списков народных заседателей городских и районных судов. В прошлом
году с этими списками возникало много проблем. Как выяснялось, в них попадали
инвалиды, заключенные, больные люди и даже иногда умершие. Удалось ли решить
вопрос более качественной подготовки списков?

— После того, как в списках стали обнаруживаться «мертвые души», мы решили
принимать меры. В начале 2002 года прошло совещание с участием депутатов ЗС,
представителей областной администрации, силовых структур, аппарата судей, местного
самоуправления. По его итогам направили рекомендации в органы местной власти,
которые и занимаются подготовкой списков. В настоящее время в ранее принятые списки
вносятся изменения, из них исключаются те, кто не может быть заседателями. Очень
надеемся, что в будущем глобальная чистка не потребуется. Сейчас в муниципалитетах и
судебных органах поняли, что списками надо заниматься серьезно, потому что, в конце
концов, больше всего это надо им.

— Во втором чтении включены в повестку февральской сессии поправки к законам об
отзыве депутатов Законодательного собрания и к Кодексу областных государственных
должностей. Почему потребовалось менять эти законы?

— Необходимо привести их в соответствие с федеральным законодательством. На
предыдущей сессии мы приняли эти законы в первом чтении. В новой редакции закона об
отзыве осталось только одно основание для отзыва депутата: нарушение им Конституции
РФ, федерального законодательства, Устава области и регионального законодательства
при осуществлении своих полномочий. При этом факт нарушения должен быть
установлен в надлежащем порядке. В действующей редакции предусмотрены три
основания, в том числе невыполнение предвыборных обещаний и совершение действий,
порочащих статус депутата, которые Конституционный суд РФ признал
неправомерными, поэтому регион должен их отменить. На заседании мы рассмотрели
поправки к законопроекту, предложенные областным избиркомом и депутатом Валерием
Лукиным. В основном они касались порядка деятельности инициативной группы,
созданной для отзыва депутата.

— Сколько нужно собрать подписей, чтобы отозвать парламентария?

— Законодательное собрание назначает голосование по отзыву депутата, если собрано не
менее 10 процентов подписей граждан от числа принимавших участие в выборах. Нельзя
отзывать депутата в течение первых и последних шести месяцев срока его полномочий и в
связи с теми же действиями (бездействием), которые раньше уже побудили провести
голосование по его отзыву, и оно было признано несостоявшимся, либо решение об
отзыве на нем не приняли. Также нельзя отзывать депутата ранее чем через полгода после
проведения голосования по его отзыву.

— Какие основные изменения предлагаются в Кодекс областных государственных
должностей?

— Поправки в кодекс важны, главным образом потому, что они предусматривают
повышение зарплаты областным госслужащим. Денежное содержание служащих
категории «А» увеличится в 1,51 раза, категории «Б» — в 0,68 раза, категории «В» — в 0,43
раза и будет соответствовать размеру содержания федеральных служащих. Я считаю, что
депутаты поступили правильно, согласившись с предложением администрации повысить
зарплату, так как отток кадров из властных органов принял просто угрожающие размеры.
Как, например, отметил вице-губернатор Сергей Босхолов, за последний год значительная
часть юристов плавно переместилась из областной администрации в соседнее здание —
«Иркутскэнерго». Думаю, повышение зарплаты позволит удержать специалистов в
госструктурах. Поправки особенно актуальны для специалистов категории «В», которые в
настоящее время получают очень мало. Так, самая высокая зарплата среди работников
аппарата ЗС составляет полторы тысячи рублей.

— Комитет рекомендовал сессии принять в первом чтении закон о территориальных
избирательных комиссиях (ТИК). Раньше отдельного закона не было.
В связи с чем понадобилось его разрабатывать?

— Принятие такого закона регионами предусматривает новая редакция федерального
закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, вступившая в силу летом
2002 года. Если раньше территориальные комиссии создавались только на время выборов,
то теперь они становятся постоянно действующими органами и формируются сразу на
четыре года. В начале декабря в области было создано 40 избиркомов: четыре в Иркутске
и по одной в каждом муниципалитете, назначены их председатели. Еще одно отличие от
прежних комиссий — большее количество в их составе представителей партий. Закон
предполагает, что весь 2003 год ТИКи будут работать на общественных началах, с 2004
года восемь из них — в территориях, где количество избирателей превышает 60 тыс., —
получат статус юридического лица, их председатели будут работать на освобожденной
основе, зарплата им будет выплачиваться за счет бюджетных средств. Оклад планируется
установить в размере 1,5 оклада работников, занятых в экономике области. В связи с
изменением федерального выборного законодательства в этом году нам также предстоит
изменить региональные законы, в том числе Устав, в котором следует предусмотреть
проведение выборов в Законодательное собрание по смешанной системе. Будут
разработаны законы по местным и областным выборам и референдумам.

— Ваш комитет на заседаниях рассматривает не только региональные, но и федеральные
законопроекты. На этот раз в повестку было включено два вопроса — поправки к закону о
членах Совета Федерации и закон о системе госслужбы в РФ. Какие решения были
приняты?

— Мы подготовили отрицательный отзыв на законопроект, предусматривающий внесение
изменений в законы о порядке формирования Совета Федерации и о статусе сенаторов и
депутатов. Эти поправки, принятые Госдумой в первом чтении, на наш взгляд, ущемляют
права регионов. В частности, законопроект предполагает, что вопрос о досрочном
прекращении полномочий сенатора решает Совет Федерации, несмотря на то, что
представителя назначил регион. Также мы не согласны с тем, что сенатор может не
исполнять поручения избравшего его органа госвласти региона по одобрению
федеральных законов, на которые получены отрицательные отзывы президента РФ,
правительства, комитетов и комиссий СФ. Кроме того, в законе предусмотрено, что
региональные власти не вправе давать своим представителям в Совете Федерации
поручения о том, как голосовать по вопросам, отнесенным к ведению СФ, и по поправкам
к Конституции страны. Считаю, что эти положения являются необоснованными и
неправомерными, так как сенаторы обязаны исполнять все поручения власти регионов, от
которых они избраны или назначены. Мы намерены отправить свои поправки в
Федеральное собрание. Отрицательное заключение на этот закон подготовила также и
администрация области.

— Какие законы планируется разработать в сфере госстроительства и местного
самоуправления в этом году?

— По предварительным оценкам, будет разработано около 20 законов. В частности, мы
планируем подготовить законопроект об административной ответственности за
правонарушения в области благоустройства городов и других населенных пунктов. Будет
разработан закон об оказании бесплатной юридической помощи гражданам региона, о
муниципальной службе, о границах избирательных округов ЗС, внесены поправки в закон
об организации деятельности администрации и в Кодекс областных госдолжностей в
части пенсионного обеспечения. Предложения к плану представили мэры ряда территорий
области, региональное отделение партии «Единая Россия» (о муниципальных казачьих
дружинах).

— Борис Григорьевич, вы не только председатель комитета, но и мэр Нижнеилимского
района. Как вы оцениваете проект реформы местного самоуправления о разделении
муниципалитетов ни три уровня?

— Пока только отрицательно. Считаю, что мы сильно торопимся менять существующую
систему. Нельзя проводить реформу, не укрепив базу местного самоуправления. А
федеральные власти намереваются делегировать полномочия в городские и сельские
поселения, не задаваясь при этом вопросом, готовы ли они к этому, есть ли техническая и
финансовая базы. В законе предусматривается, что муниципалитетам передаются
ресурсы, однако, я вижу, что консолидированного бюджета области не хватает на то,
чтобы закрыть все прорехи. Я сторонник поэтапного реформирования административной
системы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры