издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Петр Воронин: "Нам удалось добиться перелома"

  • Автор: Сергей НИСКОВ, журналист

В конце декабря - начале января на многие регионы России, центральные, северо-западные и восточные, обрушились сильные морозы. Последствия холодов оказались катастрофическими. Во многих городах начали обвально выходить из строя системы теплоснабжения. С экранов телевизоров не сходят леденящие сюжеты со старушками возле лопнувших, покрытых сосульками батарей. Страну накрыла "холодная волна". Десятки тысяч людей оказались без тепла. Кризис ЖКХ стал предметом экстренных заседаний правительства и Государственной Думы. На фоне этой всероссийской беды СМИ забыли про мальчика из Усть-Кута, традиционно пожаловавшегося президенту в декабре на традиционное вымерзание родного города. Председатель комитета коммунального хозяйства области Петр Воронин, с которым мы встретились сразу после Нового года, прокомментировал ситуацию следующим образом:

— Думаю, что кому-то, очевидно из политических соображений,
понадобилось вспомнить эту тему. Использовали проверенный прием —
мальчика из Усть-Кута… Я совершенно ответственно заявляю, что
положение с теплоснабжением в этом городе значительно стабильнее, чем
это было в 2001 — 2002 годах.

Пожиная плоды прошлых лет

Негативные тенденции в системах
теплоснабжения городов Иркутской области начали накапливаться в
период с 1993-го по 1999-й год. По мнению инженера, все, что связано с
работой отопительных систем, делалось непродуманно и хаотично.
Материальные средства и деньги раздавались территориям и
использовались там по разумению и возможностям местного руководства.
Ситуация усугубилась тем, что в этот период ведомственное жилье
передавалось муниципалитетам. А его состояние зачастую оставляло
желать лучшего.

Объективные факторы вкупе с безграмотным хозяйствованием привели к
росту числа аварий. В зиму 1997/98 года — 68 аварий и два ЧП: в Усть-Куте
и Нижнеудинске. 1998/99 год — 144 аварии, ЧП в Тулуне и Усть-Куте. В
1999/2000 году — 197 аварий, ЧП в Лесогорске. Положение усугублялось
полной неразберихой в местных органах власти. Кто должен
ликвидировать аварии? Кто за что несет ответственность? На эти вопросы
мало кто из руководителей мог ответить. Более того, в администрацию
области информация об авариях приходила лишь на пятые-шестые
сутки. В таких условиях единственным выходом стало использование по
полной программе административного ресурса. Заступивший на
должность в 1999 году Петр Александрович и специалисты из
областного центра не вылезали из командировок. Выезжали в
замерзающие города и поселки, собирали людей, латали и ремонтировали
в авральном режиме рассыпающиеся котельные, прохудившиеся сети,
домовые системы. «Рекорд» был поставлен в 2001 году — 308 аварий и
чрезвычайная ситуация в Усть-Куте.

Профессиональный подход

Но в этом же году «лед тронулся». Администрация области приступила к
реализации программы реконструкции всего отопительного комплекса.
Этому предшествовала работа, проведенная специалистами из Института
систем энергетики ИНЦ под руководством Сергея Петровича Филлипова.
За три недели рабочая группа исследовала состояние тепловых систем на
всей территории области. Был составлен список проблемных населенных
пунктов. Администрация отказалась от «слепой» передачи средств на
территории. Задача решалась системно и централизованно.

Инженеры разработали планы восстановления тепловых систем.
Специализированные бригады, составленные из профессионалов, в
короткие сроки выполнили необходимые работы по их реконструкции. В
результате удалось вывести из зоны риска самые «тяжелые» территории с
общей численностью населения 59, 4 тысячи человек: Лесогорск
Чунского района, сама Чуна, пос. Дубинский Усть-Илимского р-на, центр
Тулуна, Новомальтинск Усольского р-на, Алехино Черемховского р-на,
Пивовариха Иркутского р-на, центральная часть Усть-Кута.

Результаты жестких системных действий сказались немедленно. Уже в
сезон 2001/2002 года число аварий пошло на убыль — 161. Правда, не
удалось избежать чрезвычайной ситуации в Усть-Куте. О том, как это
произошло, писалось много. Что касается текущего года, то с начала
отопительного сезона случилось 66 аварий, на 33% меньше, чем за тот же
период прошлого года. Об этих авариях в комитете коммунального
хозяйства области узнают мгновенно.

— И что показательно, — говорит Воронин. — Местные администрации и
предприятия ЖКХ сами с ними справляются. Была, к примеру, недавно
авария в Листвянке. Так никто из наших специалистов туда не выезжал.
Без нас ликвидировали…

Коммунальщикам скучать рановато

— Петр Александрович, вы, наверное, впервые за многие годы живете
дома, а не в холодных котельных и затопленных подвалах. Да и рабочий
день, похоже, начинаете у себя в кабинете, а не в замерзающих городах.

— А знаете, скучновато без командировок. Борис Александрович меня
сейчас никуда не отпускает. Приходится работать здесь. Что касается
«холодной волны», то регионы России, в которые сегодня пришла беда,
столкнулись с той же проблемой накопления негативных тенденций,
которую мы решали в конце девяностых годов. Естественно, что там, где
своевременно не приняли масштабные централизованные меры, это
закончились катастрофой.

Реализация программы реставрации теплового хозяйства области
продолжается. Первоочередная задача — сделать отопительные системы
более эффективными и менее затратными. Это особенно актуально для
северных малонаселенных поселков. Петр Александрович привел пример
— поселок Мамакан с населением в 2000 человек. На содержание
коммунального хозяйства Мамакана область тратит 59 миллионов рублей
в год. Только на отопление необходимо 26 тысяч тонн топлива по цене
1800 рублей за тонну. У жителей удаленных северных поселков проблем
достаточно. Но для этой по крайней мере решение найдено. Разработаны
и запущены в производство современные и очень эффективные котлы
достаточной мощности, с высоким, до 62%, коэффициентом полезного
действия. Они уже установлены в некоторых котельных.

— Думаю, что нам удалось добиться перелома, — сказал Петр
Александрович в заключение. — Я могу с полной ответственностью
заявить, что сегодня в Иркутской области нет территорий, которые можно
было бы считать кризисными с точки зрения их подготовки к следующему
отопительному сезону. Тем не менее почивать на лаврах рано. Пора
менять саму систему ЖКХ, структура которой остается социалистической
(в плохом смысле этого слова). У работников нет материального стимула.
Их труд должен хорошо оплачиваться. Тогда и сама система будет
работать без перебоев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры