издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приангарье -- центр лесной политики Сибири

Сегодня в Иркутске открывается окружное совещание по лесу. По мнению
вице-губернатора Александра Рудика, выбор Иркутска местом проведения
такого серьезного мероприятия говорит о том, что усилия, которые
предпринимает администрация области по регулированию работы лесной
отрасли и на уровне России, и на уровне СФО, начинают приносить свои
плоды. Общероссийский резонанс, например, получило создание Союза
лесопромышленников. Иркутская область действительно становится одним
из центров лесной политики России.

На совещании должны быть выработаны предложения по лесной стратегии
развития Сибири. В прошлом году эта стратегия была утверждена правительством
Российской Федерации, однако до сих пор, по сути, носит лишь
программный, рамочный характер. На совещании стратегия должна найти
свое конкретное наполнение. Для выработки предложений в рамках
«Сибирского соглашения» была создана рабочая группа под руководством
Александра Рудика. Результаты ее деятельности и будут озвучены на
совещании.

Ключевые темы предложений известны. Во-первых, это законодательные
инициативы. Они стали квинтэссенцией того опыта, который накоплен в
Иркутской области и других лесных регионах России. В Приангарье, в
частности, практически завершена разработка программного документа
отрасли — лесной политики. Ее проект будет представлен уже
24 марта на административном комитете при губернаторе.
Большой блок предложений — по вопросам инвестирования в лесную
отрасль, вопросам таможенной и тарифной политики, правонарушений,
проблемам развития малого бизнеса. Кроме того, на совещании
планируется презентовать систему контроля над оборотом древесины.

Что касается таможенной политики, то сейчас идет активное сотрудничество
администрации и таможенных органов. Недавно появился приказ Сибирского
таможенного управления о сокращении таможенных зон. Пока его введение
отсрочено до 1 мая, однако, по словам Александра Рудика, область будет
добиваться продления отсрочки до 1 июня. Планируется оставить пять
пунктов отгрузки на каждый таможенный пост. В области таких постов 16.

— Мы только приветствуем это начинание, — заявил Александр Рудик. — Сейчас,
по сути, лес грузит любой, кто имеет железнодорожный тупик. Предприятие
занималось совершенно другим видом деятельности, допустим, сборкой
металлоконструкций. Для него был построен тупик. Теперь зачастую эти
тупики используются для незаконной вывозки леса.

Кроме того, Александр Рудик пояснил позицию администрации по
изменению законодательства о ставках лесных податей. В настоящее время
их регулирует закон, утверждающий минимальные ставки без
коэффициентов по всем видам пользования. При администрации создана
рабочая группа с участием управления лесами, ГФУ, государственно-
правового департамента и с привлечением Союза лесопромышленников. Она
дорабатывает предложения об изменении лесных податей. При удачном
раскладе в марте планируется провести все согласования и утвердить
законопроект уже на апрельской сессии. «На сколько именно подати будут
повышены, сказать не могу, — заявил Александр Рудик. — В настоящее время
рабочая группа рассматривает этот вопрос с участием всех заинтересованных
лиц, делает расчеты. Предварительно могу только сообщить, что подход
будет дифференцированный.
Труднодоступные участки с неразвитой инфраструктурой и древесиной
плохого качества будут дешевле участков хороших и доступных для
лесозаготовителей. Если мы хотим, чтобы лесозаготовители шли в
труднодоступные участки, мы не имеем права ставить коэффициент ниже
утвержденного правительством. Но он будет равен
минимальной ставке. Все остальное будет иметь повышающий
коэффициент».

Как известно, Министерство природных ресурсов выступило с
предложением о повышении минимальных ставок лесных податей. «Мы
знаем об инициативе министерства, — заявил Александр Рудик. — Однако
нужно иметь в виду что, по сути, у нас различные сферы регулирования.
Как только мы увидим, что готовятся изменения федеральных ставок, мы
примем соответствующие меры в областном законодательстве. А просто
сидеть и ждать, когда это случится, мы не можем себе позволить. Лесной
кодекс уже давно должен быть внесен в Думу, но, судя по всему, этого не
случится до нового года. Поэтому говорить о том, что будет делать
Министерство природных ресурсов и как быстро, можно сколько угодно, но
жить нам нужно сейчас, и мы прекрасно знаем, что ставки по многим
участкам у нас занижены».

На данный момент практически закончено внесение изменений в закон о
выделении леса для местных нужд. Это еще один больной вопрос. Под
«местными» подразумеваются прежде всего нужды бюджетных
организаций, населения и сельскохозяйственных организаций. По сути, это
ремонт школ, зданий других бюджетных организаций, дрова и так далее.
Внесению этих изменений упорно сопротивляются местные администрации.

Слишком часто расходование лесных ресурсов с их стороны было
бесконтрольным. Причем это признают и управление лесами, и даже сами
местные администрации. Лес выделялся не на конкурсной основе и даже не
продавался. Он просто выделялся лесозаготовителям с условием, что в
бюджет будет перечислена определенная сумма. Зачастую эта сумма не
соответствовала рыночным ставкам. Это с одной стороны. С другой
— шло
скрытое дотирование определенных программ местного самоуправления.
Что касается ограничений, то каждый лесхоз был ограничен только лимитом
по местным нуждам. Местная администрация делала заявку, которая
утверждалась на уровне области, передавалась в лесхоз, тот в свою очередь
выписывал лесобилет. Дальше проконтролировать что-либо уже невозможно.
В итоге «местные нужды» превращались в
круглый лес, уходящий в Китай.

По словам Александра Рудика, областная администрация намерена пресечь
эту практику и ввести меры, стимулирующие переработку леса на местах.
Теперь будет утверждаться смета, например, на ремонт школы, определяться
количество необходимого для этого леса, на конкурсной основе будет
заключаться договор на поставку материалов. Причем речь идет о поставках
не круглого леса, а именно пиломатериалов. Только после этого
лесопользователю, имеющему договор на поставку пиломатериалов, будет
выписываться лесобилет. Если местная администрация не до конца истратит свой
лимит, оставшийся круглый лес будет продаваться на конкурсной основе, а
вырученные деньги направляться в бюджет соответствующего уровня и
попадать в утвержденные сметы расходов. Таким образом схемы должны
получить недостающую прозрачность.

Стоит добавить, что «местные потребности» обходятся области примерно в
1,5 миллиона кубометров круглого леса в год. Это составляет 10% от рубок
главного пользования. Можно себе представить, что речь идет об очень
приличных объемах, особенно если сравнить ситуацию с Новосибирской
областью. Там всего заготавливают леса примерно столько, сколько мы
тратим на местные нужды, и считают это едва ли не достижением.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры