издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как аукнется, так и откликнется

  • Автор: Ирина ЕЛОВСКАЯ

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам

«Социальная ответственность бизнеса» — этот термин вошел в российское
информационное обращение сравнительно недавно. Заговорили о СОБ скорее в угоду
западным тенденциям, дескать, мы тоже можем. Да, можем, сколько угодно. Но только
поговорить. Ибо всерьез ожидать ростков филантропии от крупного, да и любого,
российского бизнеса, на мой взгляд, рановато. И не потому, что наши купцы и фабриканты
несознательные и не помнят лучших русских традиций. Не до того им сейчас. У всех —
горячая пора: реструктуризация, или бурное строительство, или крупномасштабный ремонт,
и в это время, как известно, ни гвоздей, ни тем более денег лишних не бывает.
Другое дело, если социальная ответственность бизнеса стала объектом внимания
властных структур. Это вполне объяснимо: чем меньше дохода в бюджетах всех уровней,
тем напряженнее внимание той стороне, откуда слышится шум денежных потоков. Вот
только времена нынче не располагают к простому решению — забрать хотя бы часть и
поделить. Потому способ отъема необходимо хотя бы прилично идеологически обосновать.
Можно, к примеру, напомнить о бесшабашном отношении русского бизнеса к социальной
ответственности в начале прошлого века. Во что это вылилось, известно. Опыта
русской революции с лихвой хватило всем на все оставшиеся века. Но, надо признать,
состоянием хронической революционной ситуации доморощенных миллионеров особо не
напугаешь.

Есть другой стимулирующий способ — равнение на Запад! Например, в
Великобритании вопросом социальной ответственности бизнеса занимаются на
министерском уровне. Министру К. Хоулсу поручена общая координация усилий,
предпринимаемых для внедрения СОБ в практику. «Никогда ранее, — говорит он, — в Англии
не уделялось этой проблеме столько внимания, как сегодня, тем более на национальном
уровне. Растет число компаний, воспринимающих концепцию подчинения целей бизнеса
принципам служения обществу». Чем мы хуже англичан?

Но самый, на мой взгляд, эффективный способ добровольно-принудительного
включения российских компаний в социальные инвестиционные программы — банальный
договор «ты — мне, я — тебе». То есть вы, уважаемые магнаты, зарываете свои денежки в
подготовленную властями почву, а взамен вам гарантировано, что на региональном поле
чудес прорастет ветвистое прекрасное дерево имиджа вашей добродетельной компании.

Социальная ноша

Как понимают собственную социальную ответственность сами представители
молодого поколения российского бизнеса? С этим вопросом я обратилась к
заместителю генерального директора СУЭК Виталию НЕСИСУ.

— Я думаю, что прежде всего надо говорить о неукоснительном исполнении законов и
подзаконных актов. Применительно к социальной защите — это означает, что есть Трудовой
кодекс, а также созданные на его основе коллективные договоры между работодателями и
работниками. Тщательное соблюдение принципов социального партнерства, изложенных в
тарифных соглашениях, коллективных договорах, — залог здоровых отношений в трудовом
коллективе.

Второй аспект ответственности перед обществом — выполнение требований налогового
законодательства. Таким образом компании поддерживают налоговыми платежами
муниципальные и региональные бюджеты. Что касается непосредственно СУЭК, то только в
прошлом 2002 году наши налоговые платежи исчислялись сотнями миллионов рублей, в том
числе и реструктурированная задолженность.
Считаю, что оптимальной формой социальной ответственности является юридическое
обозначение обязанностей работодателя, согласно которым и происходит выделение
необходимых средств на социальные программы. Что касается призывов, часто звучащих со
стороны муниципального и областного руководства по созданию новых рабочих мест,
переобучению сокращенных работников, расширению производства, то эти задачи для
бизнеса — второстепенные.

— А первостепенными вы считаете…

— Зарабатывание прибыли. Если зарабатывание прибыли потребует создание дополнительных
рабочих мест, то так оно и будет. Задача муниципальных и областных властей — создать для
бизнеса такие условия, чтобы сохранение рабочих мест было выгодным. Поверьте, ни за
какие коврижки менеджер, а тем более собственник, не будет действовать в ущерб основной
цели.

— А как же особенности сегодняшней экономики? Большинство муниципалитетов — на
дотации, денег ни на что не хватает. Что же им делать?

— В первую очередь — перестать мешать нормально работать тем, кто это умеет и может.
Прекратить создавать тяжелые условия для существования и развития малого и среднего
бизнеса. Спросите тех, кто предпочитает не «выходить из тени», уж они-то не понаслышке
знают о тяжком административном бремени.

Я считаю, что ссылка на какое-то особое время — несостоятельна. Сегодня какие-то
положительные сдвиги властям очень несложно произвести, надо только перестать мешать.
И еще есть замечательный совет врачу — излечись сам. То есть чтобы прибавилось денег на
осуществление каких-то социальных программ, власти должны навести порядок в
собственных бюджетах; проследить за численностью, целевым исполнением,
целесообразностью и оптимальностью использования муниципального, регионального
имущества. Это перспективная работа, потенциал большой. Нормализация бюджетных
отношений внутри области даст депрессивным территориям намного больше, чем понукание
бюджетообразующих предприятий и вытряхивание из них честно
заработанной прибыли на
поддержку социальных программ.

— Вдруг наши читатели подумают, что вы против благотворительности?

— Ни в коей мере. Но не надо забывать, что благотворительность
— это чистосердечные и
добровольные траты заработанных собственным трудом денег. Я против тенденции
возложения на бизнес функций постоянного содержателя социальных программ.
Благотворительность — дело доброй воли, желания, к которому нельзя принудить.

— Что надо делать, чтобы желание творить добро посещало руководство крупных
компаний почаще?

— Опять-таки власти должны следить, чтобы вокруг того или иного предприятия была создана
хорошая, благоприятная обстановка.

— Интересно, а что вы считаете неблагоприятной обстановкой?

— Например, хронические неплатежи за поставленный муниципалитетам уголь. Проволочки в
оформлении необходимых документов, которые иногда затягиваются на долгие месяцы. И
причина здесь не в каком-то злом умысле, подчас это просто некая небрежность. Или просто
неэффективная работа властных структур.

Итак, проблема социальной ответственности молодого российского бизнеса перед
обществом не так проста, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны —
структурное реформирование большинства крупных компаний, освобождение от тяжкого
бремени социальной сферы, перевод производства на рельсы экономической
целесообразности . С другой — региональные и муниципальные бюджеты с хронической
нехваткой средств на самое необходимое, лишенное не только рычагов давления, но и
зачастую элементарных управленческих функций. С третьей — то самое общество, замершее
в ожидании не только социальной, но хоть какой-либо ответственности. И сегодня это
отнюдь не любовный треугольник, скорее выжидающий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры