издательская группа
Восточно-Сибирская правда

А. ИМЕТХЕНОВ: "Я склонен выбрать южный вариант"

  • Автор: Записал Георгий Дробинин

Не так давно гостем Усть-Ордынского Бурятского автономного округа был, в числе других ученых, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ), доктор географических наук, профессор, заслуженный эколог РФ Анатолий Иметхенов. На встрече с активом округа он коснулся проблем планируемого строительства нефтепровода от Ангарска к восточным рубежам России. Сделал сравнительный анализ северного и южного вариантов трасс транспортировки нефти в страны Азиатско- Тихоокеанского региона, предупредив собравшихся, что высказывает свою личную точку зрения.

— Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) северного варианта трассы, как
полноценного документа, пригодного для экспертизы, на мой взгляд, нет. По качеству и
детальности проработки он сильно уступает ОВОСу южного варианта, который мы
обсуждаем уже года полтора, в том числе и с местным населением, на многочисленных
общественных слушаниях.

Что касается нашего родного Усть-Ордынского Бурятского автономного
округа, как
субъекта РФ, я понимаю вашу надежду и тревогу. Вы, конечно, заинтересованы в северном
варианте, пересекающем два района. Хотя в ОВОСе северного варианта Баяндаевский район
вообще не указан. Почему-то проектанты пишут: «Усть-Ордынский округ и Эхирит-
Булагатский р-н». Это только подчеркивает их незнание и неизученность трассы. Этот
вариант рассчитан на активное вовлечение запасов нефти из месторождений Красноярского
края, севера Иркутской области и юга Саха-Якутии. Это блеф. Мы не знаем, сколько там
нефти. Запасы постоянно изменяются и уточняются. Многие помнят, сколько шума было в
60-х годах по поводу Марковского месторождения в Иркутской области, какие на него
возлагались надежды. Теперь о нем молчат. Много ли нефти в других месторождениях —
неизвестно. Нужна более детальная разведка, которую за один-два года не провести.

Северный вариант — это Байкало-Становое нагорье. Около тысячи километров нефтепровод
пройдет по самым сложным горам. Мы имеем пример с БАМом. Мы его построили, да. Но
какими усилиями? Поверьте, северная трасса на практике обойдется дороже южной в два —
два с половиной раза. Очень много спорных моментов будет и при прокладке трубы через
места традиционного природопользования эвенков, компактно проживающих на севере
Иркутской области и Бурятии. Кроме того, по северу нефтепровод в любом случае пересекает
участок мирового природного наследия. Допустимо ли это? А река Верхняя Ангара? В случае
аварии — прямое попадание нефти в Байкал через 3-4 часа.

Трассу южного варианта я прошел вдоль и поперек за последние два года. Знаю, что это очень
сложный район: Хамар-Дабан. Но не тысяча километров, как по северу, а только 140-150.
Здесь главный камень преткновения — Тункинский национальный парк. Особо охраняемая
территория. Эту проблему нужно решать на федеральном уровне. А в остальном, на мой
взгляд, вопросы решаемы. Я склонен выбрать южный вариант, тем более что западно-
сибирская нефть, на которую он рассчитан, есть сегодня, и ее хватит как минимум еще лет на
20.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры