издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Живопись Победы

  • Автор: Татьяна ЯСНИКОВА, искусствовед

Великую Отечественную войну писали многие десятки художников.
Народ отстоял свое многострадальное Отечество, проявив
силу духа и стойкость, до того невиданные. Применение
техники сделало сражения жесточайшими, а масштаб —
нечеловеческим. Всякий, кто берется за тему Победы,
проверяет свои духовные силы, вживаясь в ее события.
Раньше был социальный заказ — и произведений создавалось
много. Теперь каждый художник сам перед собой ставит
задачи, все стали видны в своем естестве. Много появилось мелкотемья,
вещей ни о чем, удобная для либеральной идеологии бессмыслица
формализма была провозглашена смыслом искусства. Это
показала работа выставкома, отбиравшего произведения
на предстоящую в третьем квартале текущего года зональную
выставку. Иркутяне предстанут на ней не в лучшем виде.

Между тем, следуя не заказу, а собственному призванию,
написал две большие картины, посвященные Великой
Отечественной войне, художник Владимир Лапин.

К этой теме он прикоснулся четверть века назад, создав
полотно «Фронтовики 50-х». На фоне сурового зимнего
пейзажа ветераны прощаются с товарищем, умершим от боевых
ран. В 2001 году художник написал картину «Память прошедшей
войны» — послевоенную свою семью, где живет память
о пережитом, соединяясь с верой в созидающую силу миролюбивого
народа.

Владимир Лапин родился в 1946 году и был старшим у своего
отца, вернувшегося с фронта в 1945-м.

В 2001 году художник задумал картину к 60-летию
Курской битвы, которое будет отмечаться летом 2003 года.
Дважды он посетил Белгородчину, создал ряд этюдов Прохоровского
поля, где происходило самое кровопролитное танковое
сражение второй мировой войны. В картине, которую Владимир
Лапин назвал «Третье поле России — Прохоровское поле»
(после поля Куликова и Бородинского), он совместил реальность
с давно миновавшим, жизнь и смерть предстали рядом
в напряженном горении красок. Темно-кровавое поле войны,
золотая пшеница сегодняшнего дня, трактора, начавшие
вспашку под пар, и танки в пылу сражения — все нашло
место на этом масштабном полотне, написанном академично.
Строгая логика построения, тщательность проработки,
богатая техника делают картину уникальной для сегодняшнего
дня. Работа над ней длилась более полугода и была
завершена в апреле, в канун
Дня Победы.

Художник задумал показать картину в Белгороде, а пока
она находится в его мастерской и еще нигде не экспонировалась.
Живопись, посвященная подвигу народа в Великой Отечественной
войне, обогатилась еще одним сильным, запоминающимся
произведением.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры