издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Начало

Так начиналось Иркутское телевидение Сегодня жизнь невозможно представить без телевидения. Оно вездесуще, влиятельно и пронизывает буквально каждую отрасль политической деятельности каждого человека. Оснащенное новейшими достижениями технической мысли, телевизионное вещание позволяет становиться свидетелем событий и поступков, происходящих на другом конце света. Достаточно вспомнить, как 11 сентября 2001 г. весь мир с замиранием сердца наблюдал совершенно ирреальную ситуацию: врезающиеся в нью-йоркские небоскребы самолеты.

История телевидения еще очень коротка, и
поразительно, что за немногие десятилетия оно смогло
добиться таких ошеломляющих результатов. Хоть наше
отечественное телевидение не доросло пока до уровня
развития, который достигнут странами, лидирующими в
мировом телевизионном рейтинге, следует сказать, что
за последние два десятка лет в техническом и
творческом плане произошли разительные перемены. Эти
перемены происходили буквально на наших глазах, и за
примерами далеко ходить не надо, достаточно
обратиться к недолгой истории телевидения в Иркутске.

О том, как начиналось иркутское телевидение,
рассказывает Георгий ЛЮСТРИЦКИЙ, человек, посвятивший
любимому делу без малого сорок лет и прошедший
все ступени профессиональной карьеры — от ассистента
режиссера до заместителя председателя областного
комитета по телевидению и радиовещанию. Кстати,
несколько дней назад Георгий Данилович отметил свой
70-летний юбилей.

!I1!В нашем городе собственное телевещание началось
демонстрацией фильма «Карнавальная ночь» 31 декабря
1957 года. Поначалу иркутская студия выходила в эфир
дважды в неделю, занимая своими передачами 3-4 часа.
В основном это был показ кинофильмов, полученных из
областного кинопроката, а также программы,
подготовленные силами редакций: выпуски новостей,
передачи, рассказывающие о знатных земляках,
концерты, либо состоявшие из музыкальных номеров на
кинопленке, либо передаваемые непосредственно из
студии. Конечно, публицистические передачи,
посвященные государственным праздникам.

Я пришел на Иркутскую студию телевидения в сентябре
1960 года ассистентом режиссера, имея за плечами
несколько лет актерского стажа. Через четыре месяца
был переведен на должность режиссера, а в 1966-м,
после окончания театрального института, последовало
назначение главным режиссером.

Первым местом моей работы на телевидении стала
редакция передач для молодежи, которой руководил
Павел Забелин. Во главе студии телевидения стоял
директор — любимый всеми Георгий Петрович Поносов, а
творческие работники были распределены по двум
главным редакциям: общественно-политического и
художественного вещания. В составе студии была
небольшая киногруппа, которая занималась
производством киносъемок. Тогда каждая главная
редакция в свою очередь состояла из нескольких более
мелких, отраслевых редакций: промышленной,
сельскохозяйственной, пропаганды, молодежной,
редакции информации, литературно-драматической,
музыкальной, детской, кинопередач…

Технические возможности были скромными. Передачи шли
в черно-белом изображении, зона их уверенного приема
ограничивалась городской чертой, отсутствовала
видеозапись, не было ПТС (передвижной телевизионной
станции), не появилась еще возможность приема
программ из Москвы (первая станция системы «Орбита»
начала действовать только в 1967 году). Но даже в
этих условиях энтузиазм и желание интересно работать
были очень велики.

До введения в эксплуатацию 300-метрового большого
павильона вещание велось из «малой» студии, площадью
всего 50 кв. метров. Там было тесно, невысокий
потолок обеднял возможность постановки света. Но и
работая в этой маленькой, почти комнатного размера
студии, работники иркутского телевидения умудрялись
не только выпускать передачи, но даже показывать
спектакли, в том числе и оперные! Режиссеры и
операторы постоянно придумывали кустарные способы
создания усложненного кадра, который на современной
телевизионной технике создается рирпроекцией и
спецэффектами.

После того как начала эксплуатироваться «большая»
студия, возможности, конечно, расширились. Но
подготовка и передача в эфир телеспектакля все рано
была очень трудной задачей, ведь в нашем распоряжении
еще не было видеозаписи, которая выручает
телевизионщиков сегодня. Представьте себе, что на
протяжении полутора-двух часов эфирного времени нужно
показать спектакль, в котором заняты два десятка
актеров, а декорации нескольких мест действия
образуют в павильоне некий лабиринт, по которому
нужно бесшумно катать тяжелые телекамеры, с тем
чтобы зрители уловили самые тонкие нюансы актерского
исполнения. Неудивительно, что по окончании показа
телеспектакля и его участники, и телевизионная группа
во главе с режиссером ощущали огромную усталость, а
ночью долго не могли заснуть от нервного
перенапряжения.

С течением времени увеличивался штат студии,
усложнялась ее структура. Было образовано еще
несколько главных редакций: информации, подготовки
передач для Центрального телевидения, производства
программ на кинопленке. О последней стоит упомянуть
подробней. Иркутская область уже принимала программы
из центра, а наша студия телевидения, получив статус
базовой, начала поставлять свою продукцию на
всесоюзный экран. Согласно плану, утвержденному в
Москве, наша студия готовила фильмы, судьба которых
решалась в Гостелерадио. Это был важный участок
работы, ведь по нашим фильмам жители всей страны
видели и грандиозные стройки, и деятельность заводов,
фабрик, агрокомплексов. Работы теледокументалистов
знакомили огромную аудиторию с интересными людьми,
которые жили и трудились в Иркутской области. На счету
работников Главной редакции подготовки кинопрограмм
десятки фильмов. Среди их создателей были Нина
Коваль, Валерий Соломин, Владимир Самойличенко,
Теофиль Коржановский, Татьяна Хомутова. Иной раз
усилиями штатных работников главной редакции план было
выполнить трудно, в таких случаях привлекались
режиссеры из других редакций — Вероник Киц-Ковязин,
Гемма Язева. Бывало, что для производства фильмов
привлекали режиссеров со стороны.

Если вспомнить наиболее заметные, значимые
режиссерские работы 60-70-х годов, то, во-первых,
нужно назвать спектакли, подготовленные полностью
иркутским телевидением. Среди них «Правду! Ничего
кроме правды!» по пьесе Д. Аля и В. Ракова, «Деньги
для Марии» и «Живи и помни» по В. Распутину, «Плеть о
двух концах» по повести Г. Николаева, «Время стрекоз»
по трилогии А. Шастина и другие.

Была еще одна сторона приложения режиссерских сил —
так называемые «постановочные передачи», которые,
знакомя зрителей с жизнью и творчеством писателей,
художников, композиторов и музыкантов, давали
возможность увидеть отдельные инсценированные эпизоды
в исполнении актеров. На моем счету не одна такая
передача: «Гектор Берлиоз», «Стендаль в Милане», «Во
глубине России» (о П.И. Чайковском) по сценарию
нашего редактора Валентины Молчановой.

В режиссерской группе иркутского телевидения были
люди разной подготовки, разных творческих
возможностей. Среди тех, кто в соответствии со своими
творческими склонностями и профессиональным уровнем
внес в общее дело значительный индивидуальный вклад,
обязательно нужно назвать таких коллег, как Гемма
Язева, Владимир Илинковский, Юрий Девитте, Людмила
Анистратенко, Людмила Баликова, Галина Гроссман,
Валентина Хазарова, Ирина Бухалова, Эльвира
Безобразова.

!I2!За время работы было немало случаев, которые
вспоминаются и сегодня. Дважды судьба сводила меня с
известным иркутским писателем М.Д. Сергеевым, когда
он выступал в качестве киносценариста. Впервые это
произошло в 1966 г. во время съемок фильма об
Иркутске «Середина земли». Слушатели иркутского радио
знают, что в качестве позывных передачи «Здравствуй,
Иркутск!» используется мелодия песни «Середина
земли». А вот как появилась эта песня, знают
немногие. В 1966 году студия телевидения
запланировала создать фильм об Иркутске. Автор
сценария, известный писатель и сценарист Марк Сергеев
придумал название для фильма — «Середина земли». По
сценарию, песня «Середина земли» должна была стать
основной музыкальной темой этого кинорассказа. Но для
песни, как известно, кроме слов, нужна музыка. А вот
ее-то не было, в Иркутске не нашлось музыканта,
который бы взялся сочинить подходящую мелодию. Через
Союз кинематографистов мы узнали, что в Москве живет
композитор Елизавета Туманян, которая иногда пишет
музыку для кинофильмов. Пришлось мне, как режиссеру
фильма, отправиться в столицу, разыскать Туманян и,
показав сценарий и текст будущей песни, просить ее
написать музыку на слова Марка Сергеева. Так на
иркутский, а затем и всесоюзный экран вышел фильм
«Середина земли» с этой песней. Думаю, что теперь
даже не все иркутяне старшего поколения помнят этот
фильм, а вот еженедельно звучащая песня как бы
продлевает жизнь давно забытой «Середины земли».

Еще одна встреча с киносценаристом М. Сергеевым
произошла в 1969 г. при совместном создании игрового
фильма для детей «Что такое работа». По сюжету
фильма, маленькая девочка, отправившись утром с папой
на прогулку, видит работающих людей самых разных
профессий и задает давно занимавший ее вопрос: что же
все-таки означает слово «работа», которое она не раз
слышала? Один из эпизодов фильма показывал работу
дворника и поливальных машин. Было определено место
действия — сквер им. Кирова, получено разрешение на
использование машин, но не было клумбы, которую
должны поливать эти машины. Выход нашли: по нашей
просьбе работники горзеленхоза в нужном месте
изготовили временную клумбу, составив рядышком
множество горшков с цветами. После того, как эпизод
был успешно снят, клумбу разобрали, что немало
озадачило иркутян, ежедневно проходивших через сквер:
вчера была клумба, а сегодня бесследно исчезла!

Подобных случаев за годы работы на телевидении было
немало. Они, наверное, случались в практике каждого
режиссера. Когда-то они приносили много волнений,
ведь телевидение было и остается работой, что
называется, «на нерве», но сегодня, право,
вспоминаешь их с улыбкой.

НА СНИМКАХ:

Фрагмент телеспектакля «Правду, ничего кроме правды».
В роли Овермана — арт. В. Венгер.

Реж. Люстрицкий на съемках док. фильма «Амистад» о
советско-кубинском трудовом лагере в г. Братске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры