издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как исчисляется величина прожиточного минимума

  • Автор: Т.В. ТИШИНА, председатель комитета по труду обладминистрации

Расчет величины прожиточного минимума производится в
соответствии с Методикой исчисления величины прожиточного минимума на
территории Иркутской области (далее — методика). Методика содержит
способы определения стоимости составных частей прожиточного минимума
и ее конечной величины. Основой для вычисления величины прожиточного
минимума является потребительская корзина — перечень конкретных товаров
и услуг, а также нормы их потребления в натуральном выражении (кг, штук и
т.д.). Величина прожиточного минимума рассчитывается для основных
социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры
и дети. Для пенсионеров и детей она равна стоимости потребительской
корзины. А для трудоспособного населения — сумме стоимости
потребительской корзины и расходов на обязательные платежи и взносы.
Величина в расчете на душу населения рассчитывается исходя из доли
каждой категории населения в общей численности.

Потребительская корзина состоит из трех частей: минимальный набор
продуктов питания, минимальный набор непродовольственных товаров и
минимальный набор услуг. Минимальный набор продуктов питания
включает следующие группы продуктов: хлебные продукты, картофель,
овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты,
рыбопродукты, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин,
яйцо и прочие (чай, соль, специи). Группы продуктов в свою очередь состоят
из более мелких позиций. Например, хлебные продукты включают хлеб
ржаной и пшеничный, муку пшеничную, бобовые, рис, другие крупы и
макаронные изделия. Минимальный набор непродовольственных товаров
включает товары индивидуального и общесемейного пользования. К товарам
индивидуального пользования относятся все виды одежды (верхняя
пальтовая группа, костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные
изделия), головные уборы и галантерейные изделия (шарф, перчатки), обувь,
а также школьно-письменные принадлежности (тетрадь, ручка, для
школьников — ученическая сумка). К товарам общесемейного пользования
относятся постельное белье, посуда, бытовые приборы, мебель, предметы
санитарии и лекарства. Минимальный набор услуг включает жилищно-
коммунальные, транспортные услуги, а также другие виды услуг (почтовые,
фотоателье, парикмахерских, бань) в процентах от общей стоимости набора
услуг.

Потребительская корзина разрабатывается органами исполнительной
власти региона и устанавливается законом области. Все регионы в этой
работе пользуются утвержденными Правительством РФ методическими
рекомендациями, таким образом обеспечивая единый подход. Здесь
учитываются два основных момента:

1) фактическое потребление товаров и услуг в малоимущих семьях;

2) научные требования и рекомендации по нормам потребления и
перечню товаров.

Поэтому в минимальные наборы не включают алкогольные напитки
и сигареты как товары, вредящие здоровью человека; не учитывают
излишнее потребление хлебобулочных и колбасных изделий, которое
свидетельствует о нерациональном питании.

Нормы потребления и перечень продуктов питания разработаны
Институтом питания РАМН с учетом рекомендаций Всемирной организации
здравоохранения. Минимальные наборы непродовольственных товаров
составлены исходя из того, что в семьях имеется определенный запас
одежды, обуви и предметов хозяйственного назначения, по результатам
обследований домашних хозяйств, проведенных специалистами
Всероссийского центра уровня жизни, НИИ труда и Госкомстата России.
Нормативы жилищно-коммунальных услуг составлены на основе
социальных норм площади жилья и действующих отраслевых норм расхода
воды, электроэнергии, газа специалистами Госстроя России. Транспортные
услуги определены на основе обследований частоты пользования
транспортом различными возрастными группами населения в городских
условиях. В расчетах используется информация областного комитета
статистики о потребительских ценах на товары и услуги.

Продемонстрируем общую схему расчета на следующем примере.

Схема исчисления величины прожиточного минимума
для мужчины трудоспособного возраста (16—59 лет)

1.Расчет стоимостной оценки минимального набора продуктов питания

 

Нормы потребления, кг/год

Цена, руб./ кг

Стоимость месячной покупки, руб.

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

 

 

 

в том числе:

 

 

 

Бобовые

4

10,64

10,64*4/12=3,49

мука пшеничная

25

7,48

7,48*25/12=15,58

Рис

4

14,53

14,53*4/12=4,84

крупа (кроме риса)

7

12,07

12,07*7/12=7,04

хлеб пшеничный

175

10,65

10,65*175/12=155,31

хлеб ржаной

5

10,40

10,40*5/12=4,33

Макаронные изделия

6

15,89

15,89*6/12=7,95

Итого стоимость минимального набора продуктов питания

1070,50

2.Расчет стоимостной оценки минимального набора непродовольственных товаров

 

Количество (штук)

Срок износа (лет)

Цена, руб.

Стоимость годовой покупки, руб.

Верхняя костюмно-платьевая группа:

 

 

 

 

Костюм-двойка

1

5

2038,33

2038,33*1/5=407,67

Сорочка из х/б или смесовой ткани

3

4

298,60

298,60*3/4=223,95

брюки из полушерстяной ткани

1

3

610,08

610,08*1/3=203,36

брюки из джинсовой ткани

1

4

815,88

815,88*1/4=203,97

Джемпер (свитер)

2

5

668,96

668,96*2/5=267,58

Спортивный костюм

1

4

1115,06

1115,06*1/4=278,77

Итого стоимость минимального набора непродовольственных товаров

 

 

 

407,67 + 223,95 +203,36 +203,97 +267,58 +278,77+:= 6029,77

Итого стоимость в месяц = 6029,77 / 12 = 502,48 руб.

3.Расчет стоимостной оценки минимального набора услуг

Наименование услуг

Единица измерения

Норма потребления

цена за ед. услуги, руб.

стоимость услуги в месяц, руб.

Жилье

кв.м общей площади

18,0

5,12

92,16

Центральное отопление

за 1м2 общ. площади

18,0

7,74

139,32

Холодное и горячее водоснабжение и канализация

плата с человека

1

116,65

116,65

Газоснабжение

плата с человека

1

48,3

48,30

Энергоснабжение

кВт/ч в месяц

54

0,26

14,04

Транспортные услуги

поездок в год

602

5

602*5/12=250,83

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги

15

(92,16+139,32 +116,65 +48,3 +14,04+250,83)/ 85*15= 116,7

Итого стоимость минимального набора услуг

 

 

 

777,97

4. Стоимость потребительской корзины в месяц = 1070,50 + 502,48 + 777,97 =
2350,95 руб.

5. Обязательные платежи и взносы = (2350,95 — 400 — 300*0,39)*0,13 = 238,41
руб.
400 руб. — стандартный налоговый вычет, предоставляемый каждому
работнику;
300 руб. — стандартный налоговый вычет на содержание ребенка;
0,39 — доля трудоспособного населения, имеющего право на вычеты в связи с
содержанием ребенка ;
0,13 — ставка налога на доходы физических лиц.

6. Таким образом, величина прожиточного минимума =
2350,95+238,41=2589,36 руб. в месяц.

Аналогично рассчитывается величина прожиточного минимума для
женщин трудоспособного возраста, пенсионеров и детей. На основе
полученных величин определяется среднедушевая величина в зависимости от
доли каждой категории в общей численности населения. Вычисленная таким
образом величина прожиточного минимума применяется для оценки уровня
жизни населения области, формирования бюджета и оказания необходимой
государственной социальной помощи малоимущим гражданам (доход
которых не превышает прожиточный минимум).

Необходимо отметить некоторые моменты, которые непосредственно
затрагивают интересы человека. В области разработаны и действуют
социальные программы, предусматривающие оказание конкретных мер
государственной поддержки малоимущим гражданам: «Социальная
поддержка населения на 2001-2003 годы», «Дети Севера и коренных
малочисленных народов на 2002-2005 годы», «Паспортизация населения
Иркутской области на 2002-2003 годы».

При реализации в области федеральных законов «Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
социальное обслуживание и услуги предоставляются бесплатно или на
условиях частичной оплаты в зависимости от дохода граждан. Например,
пожилым людям и инвалидам социальные услуги предоставляются
бесплатно, если их доход ниже установленной величины прожиточного
минимума; на условиях частичной оплаты, если их доход составляет от 100
до 150 процентов величины прожиточного минимума; и на условиях полной
оплаты, если их доход превышает величину прожиточного минимума на 150
процентов.

Еще ряд федеральных законов предусматривает возможность оказания
адресной поддержки малоимущим категориям населения. Например,
федеральные законы «О льготах на проезд на междугороднем транспорте
для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении», «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей», «Об образовании», «О занятости
населения в Российской Федерации». В соответствии со статьей 16
Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей в
семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. В
настоящее время в области назначено ежемесячное пособие более чем на 300
тыс. детей. В сфере содействия занятости населения в соответствии с
Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» величина
прожиточного минимума используется при определении минимального и
максимального размера пособий по безработице, стипендии и затрат на
проведение мероприятий активной политики занятости.

Помимо этого отдельными нормативными актами губернатора,
администрации области предусмотрено применение прожиточного
минимума при оказании мер социальной поддержки населения («Об
основных мероприятиях администрации Иркутской области на 2002-2004
годы по реализации Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года», «О порядке бесплатного обеспечения детей первого-
второго года жизни специальными молочными продуктами детского
питания»). В соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об основах
федеральной жилищной политики» в условиях реформирования жилищно-
коммунального хозяйства при определении размера субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг учитывается величина прожиточного
минимума. В прошедшем году в Иркутской области субсидии получили
более 71 тыс. семей. Сумма начисленных субсидий составила более 155 млн.
руб. В мае текущего года принят Закон области «О социальной политике и
мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на
период реформирования жилищно-коммунального хозяйства», который ввел
дифференцированный размер максимально допустимой доли собственных
расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг — от 12% до 22%,
а для отдельных категорий граждан (отдельно проживающих пенсионеров и
инвалидов 1 и 2 группы) — от 6% до 22% в зависимости от превышения
дохода над величиной прожиточного минимума.

Таким образом, прожиточный минимум выполняет роль базового
критерия при оказании мер социальной поддержки населения. Это позволяет
сделать социальную поддержку адресной, то есть помогать действительно
нуждающимся гражданам, избегая нерационального использования
бюджетных средств.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры