издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Валерий Сажин: В борьбе с наркоспрутом мало рубить только щупальца

  • Автор: Владимир ПАЛАГУТИН, "Восточно-Сибирская правда"

Еще не так давно (что для истории десять -- пятнадцать лет?) мы считали, что наркомания -- "родимое пятно капитализма" и все проблемы, с ней связанные, там, "за бугром", и нас касаться не могут. Времена поменялись, рыночные отношения (сиречь капитализм) докатились и до России, а вместе с ними прикочевали и "родимые пятна". Создается впечатление, что мы и в этом стараемся оспаривать первенство на планете, как в свое время оспаривали его в области балета и освоения космоса. Наркомания перестала быть "отдельной болезнью", как камуфлировали ее стыдливо до недавнего времени. Сегодня это раковая опухоль целой страны. И, наверное, оправданно, что у президента хватило политической воли не только признать этот факт, но и определить борьбу с ней, как один из государственных приоритетов.

С 1 июля текущего года в стране начала работать новая правоохранительная структура — Государственный
комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ. О задачах госкомнаркоконтроля, о его первых шагах и перспективах
рассказывает начальник регионального управления по Иркутской
области Валерий САЖИН.

— В марте вышел Указ Президента о реорганизации правоохранительной
структуры Российской Федерации, согласно которому
Федеральную службу налоговой полиции упразднили
и образовали новую — по контролю за оборотом наркотиков.

За три месяца, прошедших после подписания указа о реорганизации,
проделана основная работа по созданию госкомнарконадзора
и определению его места в структуре правоохранительных
органов. К 1 июля приняты основные документы, регламентирующие
нашу деятельность, внесены поправки и дополнения к
действующим Закону «Об оперативной и розыскной деятельности»
и уголовно-процессуальному кодексу,
приняты Указы Президента о назначениях руководителей
нового ведомства. На сегодня в состав Государственного
комитета входят семь главков (по числу федеральных округов)
и управления в каждом из субъектов федерации. В Иркутске
создано региональное управление, поскольку мы объединяем
межрайонные и городские отделы не только в области,
но и в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Структура
осталась практически такой же, какой она была
в налоговой полиции, за исключением того, что добавился
межрайотдел в Слюдянке.

Если говорить о задачах, стоящих перед госкомитетом,
то это обеспечение в пределах своей компетенции контроля
за оборотом наркотических и психотропных веществ, принятие
мер по пресечению их незаконного оборота, выявление
противоправных действий в этой сфере, проведение
предварительного расследования преступлений,
создание и ведение банка
данных и координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти и органов власти субъектов
федерации в той части, которая относится к этим вопросам.

Задач, как видите, немало, и на общем криминальном
фоне онии требуют очень серьезного
подхода и отношения. Достаточно сказать, что статистика
насчитывает в регионе 14 тысяч наркозависимых.
Но, по некоторым экспертным
данным, это в пять раз меньше реального количества наркоманов.
А по другим — еще более жестким оценкам — цифра занижена
едва ли не в десять раз. «Транзитные» коридоры, «прозрачность»
границ тоже создают немало проблем. Плюс сфера легального
оборота наркотиков… Не случайно в структуре нашего
комитета предусмотрено и создание подразделения, которое
будет заниматься контролем и в этой сфере деятельности.
А это значит, надо держать в поле зрения десятки предприятий
всех форм собственности, работающих с сырьем или продукцией,
содержащей наркотические вещества, отслеживать их поступление,
контролировать расход и оборот, вести учет лицензирования
и так далее. Одно бесспорно — тут опыт, накопленный
налоговой полицией, органами внутренних дел,
будет востребован в полной мере.

— Валерий Петрович, хотелось бы узнать подробнее о структуре
вашего управления и насколько оно «боеспособно» в борьбе
с наркомафией?

— Костяком, как и в любом правоохранительном органе,
конечно же, будет оперативная служба, в задачи которой
как раз и входят предупреждение, выявление и пресечение
преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических и психотропных веществ.
Причем главной задачей для нее определена не просто
«чистка» улиц и подъездов от потребителей наркотиков,
а выявление сбытчиков, изготовителей и тех, кто стоит
над всей этой «пирамидой». Кроме этого, у нас в структуре
остаются следствие,
экспертные подразделения, то есть весь тот
комплекс, который необходим для борьбы с незаконным
оборотом наркотических средств. Создано также
подразделение специального назначения на основе бывшего
отдела физической защиты, в задачи которого будет входить
защита свидетелей, сотрудников и членов их семей.
На повестке дня — создание кинологической службы, поскольку
без этого «инструмента» вряд ли можно успешно
бороться с данным видом преступности.

Что касается подследственности, она четко
определена. Практически нам дано право заниматься следствием
по всем составам преступлений, связанным с незаконным
оборотом наркотиков. К нашей исключительной подследственности
относятся шесть статей Уголовного кодекса.

Кроме этого, определен достаточно широкий круг иных составов
преступлений — от незаконной предпринимательской деятельности
до грабежей и убийств, если они сопряжены с
по незаконным оборотом наркотических и психотропных
веществ.

Штаты практически не изменились:
сколько людей работало в налоговой полиции Иркутской
области и Усть-Ордынского округа, столько же вошло и в
региональное управление госнаркоконтроля.
Около 80 бывших налоговых полицейских
изъявили желание перейти служить в органы внутренних
дел по линии борьбы с налоговыми преступлениями —
в УВД области будет создано такое управление.

В то же время 60-70 оперативных сотрудников
из бывших ОБНОНов пожелали перейти в госнаркоконтроль.
Заявления нами рассмотрены, сегодня идет зачисление
в штаты. Получилось нормальное, корректное
и паритетное размежевание между службами, которое, уверен,
пойдет только на пользу общему государственному делу.
Каждый специалист должен заниматься своим делом и на
своем месте…

Люди, кстати, не потеряли ни в выслуге лет, ни в штатных
должностях, ни в званиях. Есть, правда, некоторые изменения
в их звучании. Отныне наши сотрудники будут носить специальное
звание «офицер полиции». Если
говорить о табели о рангах в целом по России, то
высшее звание в комитете —генерал полиции, приравненное
к статусу генерала армии, а самое младшее — прапорщик
полиции.

— Есть ли у регионального управления уже какие-то наработки
по конкретным делам и можно ли назвать начало
вашей деятельности успешным?

— Вопрос, конечно, интересный, хотя и несколько прямолинейный.
Конечно, наработки у нас есть. И не буду кривить душой,
в основном это «наследство», которое принесли в управление
бывшие сотрудники УВД из ОБНОНов. И это естественно,
поскольку бывшим сотрудникам налоговой полиции, занимавшимся
другими составами преступлений, трудно в течение одного
месяца перестроиться.

Что касается каналов доставки, у нас есть уже
перспективные материалы, о которых, в силу понятных причин,
я говорить не буду. Вот это направление я считаю
главным. Необходимо во всех
случаях устанавливать, откуда наркотик поступил не только
к потребителю, но и к сбытчику. Можно рубить по концам
щупальцев, но главное все-таки — добраться до спрута.

Я далек от популистского оптимизма, что в ближайшее
время мы сможем покончить с этой проблемой. К сожалению,
питают и сложная экономическая обстановка в стране,
и потеря ценностных ориентиров, и подрыв моральных устоев.
Что же касается первых результатов…
Смотря что считать критерием успешной работы. Можно
судить по количеству возбужденных уголовных дел, можно
по количеству изъятых наркотиков, можно по числу
обнаруженных производителей, но все это — разрозненные
кусочки общей картины. А задача, которой, кстати,
определено заниматься не только нам, но и органам внутренних
дел, федеральной службе безопасности, пограничникам,
таможенному комитету, — создать такие условия, чтобы
эти частные «успехи» приводили к общему результату.
Задача сложная. Поэтому
говорить о том, что мы завтра перекроем все каналы и
очистим Иркутскую область от дурмана, было бы наивно, а с моей
стороны — и нескромно. Но, повторяю, стремиться мы к этому
будем.

— Валерий Петрович, говоря о координации деятельности,
правильно ли понимать ее как контроль вашей службы
за работой по этим направлениям тех же МВД, ФСБ, пограничников
и таможни?

— Никоим образом. Все они наделены правами проведения
оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной деятельности
и будут самостоятельно заниматься этой работой.
Наша цель — сделать так, чтобы эти действия были скоординированы,
чтобы разные ведомства вносили свою лепту в достижение
общего результата. Никто никому мешать не будет, поле
деятельности огромное, работы хватит на всех.

— Входит ли в компетенцию комитета борьба с коррупцией
в правоохранительных органах? Ведь не секрет, что оборотней
в погонах хватает в любой службе…

— У нас кроме всего прочего остается еще и подразделение
собственной безопасности, которое будет заниматься борьбой
с коррупцией в органах госнаркоконтроля. Что же касается
других ведомств, мы
надзор за чистотой их рядов вести не будем — это
в нашу компетенцию не входит.
Основным координатором в этом вопросе является прокуратура.
Наше координирующее начало, повторюсь, может заключаться
только в части работы — создании совместных оперативных
бригад, аналитических групп и так далее. И то, это право
нам еще предстоит заслужить профессионализмом, наработанным
опытом и результатами.

— В этой связи вопрос о профессиональной подготовке
сотрудников управления. Что-то делалось в предшествующие
становлению службы месяцы?

— Безусловно. Мы договорились с начальником УВД
области и привели в действие механизм
подготовки наших специалистов: за три месяца до
создания службы были созданы учебные группы из числа
налоговых полицейских, которым читали лекции опытные
сотрудники из отделов по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков.

Есть вопросы другого порядка — обеспечения нас дополнительной
спецтехникой, снаряжением, автотранспортом, лабораторным
оборудованием для проведения экспертиз и так далее.
Все они находятся под контролем президента, согласовываются
на уровне правительства Российской Федерации, на региональном
уровне и в ближайшее время будут решаться. Что касается
нашего управления, то за его становлением, проблемами
пристально следит губернатор области Борис Александрович
Говорин, существует целевая программа «Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотическими средствами
и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.».

Уверен, что при таком внимании власти,
а главное поддержке всего здорового общества мы действительно
многого можем достичь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры