издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возрождение духовности - дело всенародное

  • Автор: Пресс-служба ВСЖД

В 1891 году Александр III подписал рескрипт, в котором повелевал
«…приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной
дороги…». Для того времени это был величайший проект — за десять лет был
проложен путь длиною в девять тысяч километров.

Создание Транссиба положило начало промышленному освоению
Сибири, вовлечению ее в единую экономическую систему страны. Вдоль
магистрали возникали новые поселения, города.

Решив вопрос об установлении в Иркутске памятника, который
должен был стать символом окончания строительства Транссиба, депутаты
Иркутской городской Думы обратились к генерал-губернатору Александру
Пантелееву с просьбой возглавить специальный комитет по сбору средств и
дальнейшему строительству. Из городского бюджета было ассигновано 10
тысяч рублей, еще 30 тысяч собрали представители купечества и торговых
фирм. В течение года на счет строительства памятника поступило более 117
тысяч рублей.

Был объявлен всенародный сбор, до сих пор в архиве хранятся книги
учета этого сбора. Вносили свои пожертвования и чиновники, и мещане, и даже
рабочие и крестьяне, история донесла до нас запись взносов и по 5 копеек, и
по 10 копеек. Таким образом, было собрано около 100 тысяч рублей
пожертвований, что по нынешним оценкам составляет сотни миллионов
рублей. А ведь население Иркутска составляло тогда менее 30 тысяч человек.

14 июля 2001 года в Иркутске встречали юбилейный поезд «100 лет
Транссибу». На набережной Ангары, у памятника-шпиля, состоялся
торжественный митинг, на котором было объявлено, что МПС и Восточно-
Сибирская железная дорога восстановят памятник в первозданном виде.

И уже в начале августа в адрес мэра города Иркутска Владимира
Якубовского было направлено письмо за подписью начальника Восточно-Сибирской
магистрали Александра Касьянова с предложением о воссоздании памятника
основателю Транссиба императору Александру III. «Министерство
путей сообщения и железнодорожники Восточно-Сибирской магистрали, —
говорилось в письме, — считают своим долгом восстановить справедливость и
вернуть утраченный монумент, воздвигнутый в 1908 году на пожертвования
российских граждан практически всех территорий от Урала до Тихого
океана. Финансирование необходимых работ по воссозданию памятника
МПС и ВСЖД берут на себя».

Так произошло и в действительности. Восточно-Сибирская дорога
восстановила памятник, который уже стоит на постаменте.
Осталось облагородить площадь вокруг бронзового царя. По
оценкам специалистов, чтобы привести ее в цивилизованный вид,
соответствующий и самому памятнику, и расположенным рядом
историческим местам — Белому дому, краеведческому музею, драмтеатру,
корпусам университета, — требуется около 9 миллионов рублей.

Железная дорога уже вложила в реставрацию и установку памятника 8
миллионов рублей. В городской казне таких затрат не предусмотрено.
Поэтому начальник дороги Александр Касьянов и мэр Иркутска Владимир
Якубовский обратились к общественности области, к предпринимателям и
организациям с предложением принять долевое участие в восстановлении
площади у памятника Александру III.
Как это уже происходило сто лет назад, откликнулись многие
предприятия и организации, частные лица. На специально открытом счете
сейчас аккумулировано 5 миллионов 530 тысяч рублей и на 1,3 миллиона уже
выполнено строительных работ. Авиазавод закупил плитку-
брусчатку на 2 миллиона рублей. По одному миллиону перечислили городская казна и
Иркутскэнерго. 200 тысяч поступило от «Фарм-Гаранта». ООО СП «Игирма-
Тайрику» выделило 150 тысяч рублей, «Усольмаш», «Масложиркомбинат»,
корпорация «Северная Корона», «Бизнес-Инвест» и «Иркутский хлебозавод» —
по 100 тысяч рублей. В целом по состоянию на 10 сентября суммы в размере
от одной тысячи до двух миллионов рублей перечислили 48 предприятий.

Однако есть и такие руководители, которые поддержали инициативу
мэра города и президента некоммерческого партнерства и тут же забыли о
своих благих намерениях. До сих пор никак не отреагировали такие крупные
предприятия, как ЗАО «Байкалвестком», Торгово-промышленная палата
Восточной Сибири, ООО «Фортуна», ОАО «ИркАЗ-СУАЛ»,
ОАО «Братский целлюлозо-картонный комбинат», ОАО «Сибирская угольная
энергетическая компания» (Востсибуголь), Байкальский ЦБК, «РУСИА-
Петролеум», сельскохозяйственное ОАО «Белореченское»,
ОАО «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс», АНХК, Братский
алюминиевый завод, ЗАО «Янтальлес».

Открытие памятника основателю Транссиба и передача его в дар
иркутянам намечены на 4 октября 2003 года. Времени осталось очень мало.
Администрация города обратилась к иркутскому студенчеству с призывом
помочь на вспомогательных работах. Стройка получается действительно
всенародной, ведь возрождаем мы свою историю, облагораживаем свой
город.

Не оставайтесь в стороне от благого дела!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры