издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Между небом и землей

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

— А вы на каком участке трудитесь? —
поинтересовался я у Елены Кичигиной при нашем первом
знакомстве.

— На огороженном горизонтом и закрытом небом, —
губы молодой женщины дрогнули в
добродушной усмешке.

У нее запоминающееся лицо. Чистые с голубинкой
глаза. Взгляд открытый. Голос
негромкий. С ней сразу чувствуешь себя легко и
непринужденно.

— А что там, за горизонтом? — поддерживаю
шутливый, как мне показалось, тон Кичигиной.

— За горизонтом? — сощурила глаза собеседница.—
Дороги и мосты, мосты и дороги.

Елена Кичигина посвятила дорогам и мостам 20 лет.
Самое интересное, что дорожником она стать не
собиралась. Мысли о будущей профессии были
какие-то неопредел нные. Хотела быть то медиком, то
учительницей… Но когда заканчивала десятилетку,
умерла мама. К тому времени старшая сестра училась в
политехе на автодорожном факультете.
Вот отец и посоветовал, дескать,
вместе и учиться полегче будет, и жить. После
окончания вуза он же уговорил вернуться обратно в
Слюдянку: «В Иркутске у тебя ни кола, ни двора,
возвращайся домой — где родился, там, говорят, и
пригодился».

Повезло ей, что повстречала на своем пути Петра
Петровича Яненко, тогдашнего начальника ДСУ-4.
«Чудится мне, из тебя хороший геодезист может
получиться», — сказал он, отправляя ее на
реконструкцию дороги Култук—Монды.

Трасса эта и стала ее первой новостройкой.
Это были настоящие рабочие университеты, где
профессиональный и нравственный опыт постигается и
усваивается через неизбежные конфликты и столкновения —
с самим собой, с обстоятельствами, с окружающими. По-
другому вряд ли у кого получается.

Геодезист — важная фигура на стройке. От его сообразительности,
опыта, выдержки во многом зависит, как будет воплощен
проект в жизнь, а значит, и благополучие, и зарплата
всего коллектива. Перенося проект с бумаги на грешную
землю, он «рисует» дорогу на местности. И от того, как
сделаешь разбивку, нивелировку, привязку, в каком
месте, с каким уклоном уложишь водопропускную трубу,
зависит судьба будущей магистрали, а это не только
земляное полотно, но и мосты, и трубы, и парапетные
ограждения…

Практическая работа, самостоятельность решений — это
всегда страшновато для человека со студенческой
скамьи. Елена много читала, усваивала практические
советы опытных работников. Если сомневалась в чем-то,
не стеснялась спросить, уточнить, посоветоваться.
Дело усложнялось и тем, что до нее и службы такой в
коллективе не существовало. Всю геодезию вели
мастера, начальники участков, которые, что греха
таить, частенько и «стреляли» на глазок, и не прочь
были прибавить в отчете лишние кубы уложенного гравия
или грунта.

С появлением Кичигиной всему
«примерно-приблизительному» пришел конец. В
повседневную практику вошли обязательные пикетные
разбивки, нивелировки, замеры… Для молодого
специалиста это была хорошая школа и главное —
интересная, самостоятельная работа. Каждый из прожитых
дней был неповторим, как неповторимой бывает
стройка. Елена Григорьевна не скрывает, что снова прошла
бы этот путь, где не только мосты и
трубы, но и сладкая тяжесть воспоминаний, где смешаны
пот и холод, усталость, мечты и грубая ярость твоей
работы.

— И работала бы по сей день, не перебазируйся в
Слюдянку мостовое предприятие (ГУМП) из
Выдрино,— утверждают ее бывшие сослуживцы.

Кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба
Кичигиной, не возглавь мостовиков Александр Солдатов.
С ней он частенько сталкивался на реконструкции дороги
Култук—Монды, где в должности начальника участка
занимался ремонтом и строительством мостов. Объединял
их неподдельный интерес к делу, весьма трудоемкому,
сложному. Они находились как бы в единой
технологической цепочке, малейший сбой или неточность
в работе одного вели к задержке остальных. Солдатову
нравилась аккуратность и усердие молодого геодезиста,
элементарная культура и ответственность, уважение к
людям, делу, которому она служила.

Сманил он Елену Григорьевну перспективой роста.

Уже через два месяца она заняла кресло
начальника производственного отдела, а вскоре и
главного инженера мостового предприятия. Кстати,
единственного в упрдор «Прибайкалье» подразделения,
отвечающего за ремонт и перестройку мостов на
федеральных дорогах. Если учесть, что многие из
этих сооружений на ладан дышат, а крупные подрядчики
не очень-то тянутся к «мелочевке», то можно
представить, с какой нагрузкой работает этот
коллектив, его инженерная служба.

— Зато какое счастье видеть результаты своего труда,
благодарность людей, — парирует Елена
Григорьевна. — Помните прошлогоднюю сдачу моста
в Мондах? Это был праздник, который
запомнился на всю жизнь.

Мне посчастливилось побывать на нем во время
сдачи мостового перехода
государственной комиссии. Красивейшее инженерное
сооружение. После паводка я видел его другим: с
огромной промоиной в земполотне, подмытой береговой
опорой и рухнувшим пролетным строением. В поселок
Монды нельзя было ни заехать, ни выехать.

Руководители ГУМП предприняли максимум, чтобы
восстановить его в кратчайшие сроки. Правда, работать
приходилось чуть ли не круглосуточно, особенно в так
называемые «пиковые» дни, когда шло бетонирование
проезжей части.

— Наш мост необычен в том плане, что два
оставшиеся его пролета сборные, а новый — монолитный,
— заметила Кичигина. — Проезжая часть, естественно,
заменена полностью.

Новый мост протяженностью 126 метров и шириной 11 (с
пешеходными тротуарами) имеет, по сути, неограниченную
пропускную способность и выдерживает любые нагрузки. А
еще впечатляет своей основательностью и законченностью.
Взметнувшийся тремя 42-метровыми пролетными строениями,
он стал украшением поселка и виден за многие
километры.

Иркутный в Мондах — это один из больших
отремонтированных ГУМП мостов. А сколько малых?
Ежегодно коллектив строит по 3-5 мостов. Прошлая осень
не исключение. Слюдянцы ввели три моста
на М-55 (в окрестностях п. Моты),новый мост через
р. Похабиха в Слюдянке, продолжаются работы по строительству
временного объездного моста через
р. Безымянная. А Кичигина, как и в бытность
геодезистом, крутится между ними, словно белка в
колесе. При этом считает, что жизнь только тогда имеет
смысл, когда вершишь добрые дела.
Для нее это многие километры дорог и десять мостов —
прочных, красивых, современных. А сколько их еще
впереди, одному богу известно.

Люди, наводящие мосты и прокладывающие дороги…
Люди, проводящие большую часть своей жизни на
территории, «огороженной горизонтом и закрытой небом».
Напоминаю собеседнице услышанные от нее при первом
знакомстве слова. Елена Григорьевна смущенно
улыбается:

— Это ничего. В конце концов, не это самое главное.

— А что главное, Елена Григорьевна?

— Главное, чтобы не было как в известной песне: «Мы
с тобой два берега у одной реки…» Главное, чтобы ни
дорога, ни мосты не кончались в тебе самом,
и чтобы ты сам не остановился.

Слушал я ее тихий голос, глядел в ее чистые искрящиеся
глаза, и мне почему-то расхотелось задать ей вопрос:
довольна ли она своей судьбой?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры