издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пресеченное право на льготы

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Инвестиции в сельское хозяйство не защитят от уплаты налогов Предприятия, собирающиеся вкладывать деньги в сельское хозяйство Иркутской области и лоббировавшие в связи с этим для себя серьезные налоговые преференции, будут разочарованы проектом регионального закона, который дает льготы для такого рода инвестиций. Изначально планируемая эффективность вложений в сельхозобъекты последней версией документа сведена к минимуму. Законопроект на днях должен поступить в Законодательное собрание.

С 1 января в Иркутской области планируется ввести
льготы на налог на прибыль, зачисляемый в областной
бюджет, для компаний, инвестирующих в сельское
хозяйство. По словам заместителя главы администрации
области Ирины Думовой, льготы обеспечат ежегодно не
менее 50 млн. рублей дополнительных средств на
развитие села. Такую же сумму потеряет областной
бюджет, поскольку в итоге эти деньги будут
компенсированы инвесторам из региональной казны за
счет сокращения ставки налога на прибыль с 17 до 13%.

Крестным отцом законопроекта «О ставках налога на
прибыль, зачисляемого в областной бюджет, для
субъектов инвестиционной деятельности, реализующих
инвестиционные проекты в области сельского
хозяйства» стал мэр Иркутско-сельского района,
депутат ЗС Сергей Зубарев. По его словам, целью
документа должна была стать передача
сельхозпредприятий эффективным собственникам. «Мы
заинтересованы в интеграции сельхозпроизводителей с
переработчиками», — сказал Сергей Зубарев. По его
словам, одним из соавторов законодательной
инициативы стала гендиректор ОАО «Иркутский
масложиркомбинат» Тамара Баймашева.

Глава района убежден, что государство должно
поощрять любые вложения в сельхозпредприятия,
включая покупку акций и долей. И от любых
инвесторов. «Будет возможность и олигархов
привлечь», — отметил мэр, очевидно, намекая на
возможные отношения с корпорацией «Иркут». Известно,
что районные власти являются соучредителем большого
количества сельхозпредприятий и доля одного из них
может быть продана Иркутскому авиазаводу.

А если инвестор и продаст свою долю другому
предприятию и получит за это деньги помимо
непосредственно льгот, так в этом нет ничего
страшного, считает Сергей Зубарев. «Плохое хозяйство
не продашь, значит, надо будет развивать сельский
бизнес, привлекать в него хороших менеджеров, —
рассудил он. — Да и в какие деньги можно оценить
рабочие места на селе, где сейчас по причине
отсутствия работы процветает пьянство?»

Сейчас предприятия пищепереработки инвестируют в
село, не получая никаких льгот. При этом хозяйства,
перешедшие в управление частного капитала,
значительно улучшили экономические показатели,
подчеркнул Сергей Зубарев. К примеру, производство
молока на одну дойную корову в таких
сельхозпредприятиях вырастает за три-четыре года в
четыре-пять раз. В числе промышленных инвесторов на
селе фигурируют ОАО «Иркутский масложиркомбинат»,
ЗАО «Иркутскпищепром», ОАО «Тулунский гидролизный
завод», ОАО «Труд».

Между тем заместитель председателя ЗС Юрий Рожков
рассказал, что вопрос о предоставлении налоговой
льготы для инвесторов на селе продвигается очень
медленно. Еще до внесения соответствующего
законопроекта в ЗС была даже создана специальная
группа по его доработке. «У нас возникли опасения,
что выпадающие доходы бюджета смогут превысить объем
инвестиций в сельхозобъекты. Мы не можем
легализовать схемы ухода от уплаты налогов», —
сказал вице-спикер.

С критикой законопроекта выступили налоговые
органы. По словам начальника отдела налогообложения
юридических лиц Управления Министерства по налогам и
сборам РФ по Иркутской области Светланы Литвиновой,
введение льгот является неактуальным. С 2005 года
федеральное законодательство вовсе исключает
предоставление каких-либо налоговых льгот. По
статистике УМНС, 80% нарушений законодательства
приходится как раз на сферу предоставления льгот,
сообщила С. Литвинова.

Утвержденная в минувший понедельник административным
комитетом версия закона фактически исключает
возможности для оптимизации налогов, заявили в УМНС.
В законопроект внесены серьезные ограничения,
которые «не позволяют бюджету потерять больше, чем
приобрело село». В частности, при подготовке
документа решили, что под льготу попадает сумма,
равная сумме инвестиций. Причем преференции не
распространяются на взносы в уставный капитал
сельхозпредприятий. В ходе работы над текстом
законопроекта слово «инвестиции» заменили на
«расходы, в том числе капитального характера».

«Приобретение в собственность сельхозпредприятий —
такой же рыночный процесс, и он должен
регулироваться исключительно рыночными механизмами,
к которым льготы явно не относятся», — подчеркнула
Светлана Литвинова. Она особо отметила, что вклад в
уставный капитал подразумевает приобретение
инвестором активов. По мере компенсации
размера своих вложений через уменьшение налога на
прибыль инвестор может на законном основании
реализовать свой пакет и во второй раз вернуть сумму
своих вложений.

Более того, в проекте закона оговорено, что льгота
будет предоставляться только на средства,
инвестированные из чистой прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия после уплаты налога. Как
выразился один из наших собеседников, это
обстоятельство может стать серьезным ограничителем.
«Многие предпочтут направить эти деньги на выплату
дивидендов», — сказал он.

Хотя даже в последней версии закон может быть
использован в качестве инструмента, стимулирующего
инвестиционную активность. Он позволит предприятиям,
кредитующим сельское хозяйство, под закупку ГСМ,
семян, кормов и тому подобное использовать бюджет в
качестве гаранта возврата средств, предоставленных
сырьевым партнерам. Ведь не секрет, что большинство
сельхозпредприятий впоследствии отказываются
рассчитываться с кредиторами-смежниками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры