издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Космос художника

  • Автор: Татьяна ОГОРОДНИКОВА

В Иркутском художественном музее заканчивается выставка гравюр из частных собраний Москвы "Рубенс. Наследие барокко". Святослав Серов (московская фирма "Опифекс"), знакомый иркутянам по организованной им в 2002 году выставке офортов Рембрандта и голландских художников 17 века, в каталоге к настоящей выставке пишет: "Художественный язык Рубенса оказался созвучным современным культурным и общественным процессам". Выставка в Иркутске оказалась в одной из многочисленных экспозиций музеев мира, представляющих сегодня жизнь и творчество гениального фламандца.

Хорошо знакомые всему миру красочные полотна
Рубенса, наполненные чувственностью и драматическим
пафосом, выражают страстный восторг жизнью. Под
кистью — словно сама вечная материя одухотворена осознанием
человеческого бытия. Яркий выразитель барокко, Рубенс
в искусстве воплотил патетику, сложность и величие своего
времени.

Гений велик во всем, к чему бы он ни обращался. Так,
фламандская гравировальная школа фактически была создана
Рубенсом — «он вдохнул в нее новую жизнь». «Король —
живописец королей» был тонким знатоком и ценителем искусства
гравюры. В его прекрасной коллекции антиков, картин
и гравюр находился и лист ксилографии выдающегося итальянского
резчика Николо Больдрини по оригиналу Тициана. Такой
же оттиск 17 века представлен на выставке в Иркутске.

Знакомство на иркутской выставке с гравюрами выдающихся
резчиков мастерской Рубенса, в которой были сосредоточены
лучшие гравировальные силы Северных и Южных Нидерландов,
посетители начинают с одного из самых удачных изображений
самого Рубенса — «Портрета Питера Пауля Рубенса, живописца».
Портрет создан известным европейским мастером, тонким
«живописцем» резцовой гравюры Паулем Понтиусом с рисунка
другого ученика Рубенса — великого Антониса ван Дейка.
Гравюра «Святые жены у гроба Господня», единственная
на выставке, принадлежит крупнейшему фламандскому резчику
Лукасу Востерману.

Великий художник умел ценить индивидуальные черты стиля
каждого гравера своей мастерской. Драматические, динамичные,
полные движения «охоты» и «битвы», лучше всего удавались
Питеру Соутману. Его «Охота на крокодила и гиппопотама»,
безусловно, выдающийся памятник мировой
гравюры, воспроизводит картину Рубенса, хранящуюся в
Мюнхенской пинакотеке. Однако Соутман ясным и четким
языком резца создает вполне самостоятельное художественное
произведение.

Рубенс ярко проявился и в пейзаже: здесь он не
был стеснен заказами и выполнил за свою жизнь их более
ста. На выставке несколько великолепных образцов
из серии так называемых «малых пейзажей», принадлежащих
крупнейшему граверу эпохи барокко Болсверту. Он
прекрасно передает эффекты света и тени, богатство тональных
переходов эпических полотен Рубенса с далекими горизонтами
и широкими равнинами.

Великий живописец Эжен Делакруа сказал: «Надо видеть
Рубенса, надо Рубенсом проникнуться … ибо Рубенс
— бог».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры