издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Грустный мюзикл

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

На сцене Иркутского музыкального театра новый спектакль, которым открылся 64-й театральный сезон, -- "Человек из Ламанчи" Митча Ли. Он отнесен к жанру мюзикла, хотя по сути можно было бы считать его драмой, потому что на протяжении двух с лишним часов на сцене повествуется о тяжелой борьбе героев за свое человеческое достоинство и призрачное счастье.

В основе мюзикла — всемирно известный роман Сервантеса
«Дон Кихот», который А.М. Горький относил к числу «тех
произведений, которые предстают перед нами как изумительно
обработанные в образе и слове сгустки мысли, чувства,
крови и горьких жгучих слез мира сего».

Мюзикл сохраняет практически все основные идеи романа:
это и защита слабых и угнетенных, и возможность существования
такого мира, где не будет деления на «твое» и «мое»,
где свобода и мир, любовь и счастье станут основой существования
людей.

Спектакль разумно играется без антракта, тем самым создавая
непрерывность действия и не разрывая впечатления от
повествования. Поскольку каждый артист в мюзикле играет
по нескольку ролей, режиссер Н. Печерская использует
условность этих превращений, стремясь достичь характерности
персонажей внутренней их трансформацией, практически
не заботясь об изменениях образов внешне. От этого у
зрителя сохраняется единый принцип рассказа и слушатели
— персонажи как бы косвенно соучаствуют в этом процессе.

Несомненно, эмоциональный нерв спектакля обеспечивают
основные герои мюзикла. Практически воедино сливаются
три образа — сам Сервантес, Алонсо Кихана и Дон Кихот
в исполнении засл. арт. России Николая Мальцева. Безусловно,
странствующий рыцарь в его решении приобретает большую
выразительность и сценическую значимость. И это оттого,
что именно в этом образе заложена квинтэссенция и романа,
и мюзикла. Н. Мальцев совместно с режиссером стараются
смехотворным и нелепым внешне поступкам идальго придать
житейскую необходимость и философскую значимость. Ведь,
наверно, поэтому эпиграфом для спектакля постановщики
избрали цитату из Людвига Фейербаха: «Чтобы познать
человека, нужно его полюбить…». Это стремление Дон
Кихота посеять и привить любовь всем его окружающим
становится наиболее яркой и привлекательной стороной
сценического актерского решения Н. Мальцева.

На мой взгляд, удачен Санчо Панса у артиста В. Антипова,
это, пожалуй, наиболее полное совпадение с замыслом
Сервантеса: безгранично преданный, трогательно заботливый,
по-народному мудрый, с хитринкой и наивностью.

Как всегда, на пределе эмоционального накала играет
засл. арт. России Елена Бондаренко Альдонсу. Ее героиня
озлоблена исковерканной жизнью, существованием в злобе
и ненависти, потребительским к ней отношением, но в
Альдонсе сохраняется потенция к счастью, к искренней
любви, и, возбужденная поэтическим с ней обращением Дон
Кихота, она единственная уверовала в возможность земного
счастья.

Из второстепенных образов хочется отметить Священника,
которого засл. арт. России В. Дычинский наделяет истинной
симпатией, покоряющей человечностью.

Все персонажи мюзикла по-своему мечтают о счастье: для
одних — это избежать костра инквизиции, для других
— финансовое обогащение, для третьих — бескорыстное
взаимопонимание, уважение и любовь. Казалось бы, пропагандистская
привлекательность желаний третьих и должна составлять
моралите новой премьеры музыкального театра, но оптимизм
Сервантеса — Дон Кихота в финальной арии-песне далек
от этого утверждения, и потому зритель уходит из театра
отягощенный нелегкими раздумьями и грустью. Но кто сказал,
что мюзикл — жанр веселый?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры