издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шарм ностальгии

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Среди спектаклей, адресованных иркутскими театрами шестидесятилетию Победы над фашистской Германией, премьера Иркутского музыкального театра им. Н. Загурского -- оперетта И. Дунаевского "Белая акация" занимает особое место. Если взглянуть на нее поверхностно, то вроде бы и не относится она к великому торжеству: войны в ней нет, действие посвящено сугубо мирному периоду, лирика носит исключительно личный характер, и труд китобойной флотилии хотя и героический, но, естественно, не связан с восстановлением разрушенного войной хозяйства.

Все так! Но отчего щемит сердце, когда звучит знаменитая
песня Тони об Одессе? Не от того ли, что после героического
труда советского многонационального народа вот такие
Тони и Кати, Чумаковы-старшие и Куприяновы в короткий
срок вернули прежнюю красоту и блокадному Ленинграду,
и великолепной Одессе, и практически разрушенным Киеву
и Минску, и многим сотням больших и малых селений нашей
страны?! Кто-то скажет, что в этих моих размышлениях
кроется значительная натяжка в угоду сегодняшнему празднику,
но я смею утверждать, что та боль, которая охватывает
мозг и сковывает сердце взрослого народа при виде удивительного
светлого сценического воплощения оперетты, — это не
только следствие ностальгии по утраченному, это еще
и суммарная горечь от колоссального количества пролитой
крови и нечеловеческих усилий в борьбе за единое общечеловеческое
счастье, в одночасье и легкомысленно низвергнутое в бездну
истории. И потому столь обостренно воспринимаются сюжетные
коллизии старой и доброй оперетты.

«Белая акация» — это лебединая песня замечательного
советского композитора Исаака Дунаевского. Музыкальная
основа оперетты пронизана исключительно праздничной, в
мажорных тонах поэзией мелодики. Каждая ее тема, будь
то сконцентрированная в увертюре или представленная
в арии или ансамбле, легко узнаваема, легко запоминающаяся
и легко воспроизводима. Ведь недаром Исаака Дунаевского
сравнивают с Иоганном Штраусом-сыном и по количеству
оперетт, и по уникальности и тщательность музыкальных разработок.
Воистину, один — король вальсов, другой — король песенного
жанра!

Режиссер Наталья Печерская, пожалуй, впервые подошла
к постановке без искуса сюжетного пересмотра, бережно
сохранив замечательное творение композитора и известнейших
авторов либретто — драматургов Владимира Масса и Михаила
Червинского, а весь свой режиссерский опыт направила
на создание привлекательных человеческих характеров,
с достоинствами и недостатками, увлечениями и любовью.
И спектакль стал средоточием этой ласковой увлеченности
режиссера и актеров, этой всеобщей гармонии, этой неизбежной
закономерности счастливого исхода. И потому в спектакле
нет сложного мизансценирования, нет заявок на подчеркнутую
важность сценического момента. Чуть-чуть улыбки, без
ехидства, без ерничества на тему ушедшего «советского»,
с явственной долей грустиночки, с ощутимой мерой режиссерской
любви ко всем действующим лицам. А в довершение спектакля
— изумительная придумка режиссера и дирижера Н. Сильвестрова:
сценическая интерпретация песен И. Дунаевского. Они
так остроумно подобраны, так логически вплетаются в
сценические образы оперетты, что становятся естественным
и закономерным финалом «Белой акации». Прекрасная идея
и прекрасно реализованная!

Некоторую неудовлетворенность у меня вызвала сценография
спектакля (художник А. Тарасов). Она вся состоит из
откровенно плоских деталей, задник первого и третьего
действий смазанный, без перспективы и оттого в еще большей
степени лишает сцену объемности. А занимающее две трети
сцены дерево воспринимается и как платан, и как дуб,
и только появившиеся висюльки белых цветов ориентируют
зрителя на белую акацию, но это уже в самом финале.

Удачно решенные костюмы (художник Н. Убрятова) и на
сей раз максимально оптимистичный свет (художник —
засл. работник культуры РФ Г. Мельник) окрашивают спектакль
в радостные интонации без специального намека на эпоху.
И рядом танцы и подтанцовки, задиристые и возбуждающие,
сохраняющие и подчеркивающие балетный шарм оперетты
и творческий почерк балетмейстера — лауреата Международного
и Всероссийского конкурсов хореографов Людмилы Цветковой.

В центре оперетты — испытанный жанром прием: она любит
его, он любит другую, но в финале он «одумается» и полюбит
именно ее. Именно «она» — это в «Белой акации» Тоня
Чумакова. В нее Исаак Осипович Дунаевский вложил неиссякаемую
любовь к Одессе и одесситам. Эта любовь в «Песне об
Одессе», в «Песне о белой акации». В них, а значит, в
Тоне, которой эти песни предназначены, и девичья восторженность,
и радостное восприятие жизни, и мечта о встрече и любви.
Все это есть в исполнении актрисы С. Лунюшкиной, как есть
и искренность и убедительная достоверность играемого
образа.

Неожиданно интересно было появление актрисы Е. Беляевой
в социально отрицательной роли Ларисы. Мы привыкли видеть
Е. Беляеву в ролях героического плана, а здесь необходимы
были другие краски, другой сценический подход к решению
образа, и актриса показала: изменение амплуа ей не противопоказано.

Всегда в преддверии новой роли нар. арт. России Владимира
Яковлева меня охватывает волнение: найдет ли артист
новые краски для нового образа, не повторится ли, не
пребегнет ли к штампованному и безотказно действующему
на зрителя? И каждый раз удивляешься бездонности творческой
палитры актера, и каждый раз радуешься, что в нашем музыкальном
театре есть комедийный актер такого масштаба. И Яшка-буксир
в новом спектакле — яркое и убедительное тому подтверждение.

В прекрасном ансамбле творческих удач новой и последней
в этом сезоне премьеры Иркутского музыкального — и мужественный
Алексей Куприянов (засл. арт. РФ В. Варлашов), и симпатичные
молодые матросы Саша и Леша (арт. М. Вехов и И. Переверзев),
обаятельная Катя (арт. А. Рыбникова), трогательные «взрослые»
пары — супруги Чумаковы (арт. Н. Данилова и засл. арт.
РФ Н. Мальцев) и Кораблевы (засл. арт. РФ Н. Данилина
и засл. арт. РФ В. Лесовой).

Удивительно светлое, поэтичное и щемяще-ностальгическое
произведение подарил музыкальный театр зрителям, уверенно
и громко продемонстрировав неумирающие ценности жизни
человека: любовь к себе подобным, творческий энтузиазм,
гордость за Отечество, необходимый как воздух патриотизм!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры