издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Будь моя воля...

  • Автор: Беседовала Эвелина КИСЕЛЕВА

От местного самоуправления -- к укреплению гражданского общества Любят у нас ругать власть. И прошедшая монетизация льгот любви к госчиновникам не добавила. Совсем как в невольном афоризме незабвенного г-на Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Как часто мы говорим сами себе: "Вот будь моя воля...".

Сейчас в стране проводится реформа органов местного самоуправления,
в основе которой лежит переход на двухуровневую систему управления.
Первый уровень будет представлен городскими и сельскими поселениями,
второй — муниципальными районами и городскими округами. Говорили и
писали об этом много, однако мало кто хорошо понимает, зачем она
нужна нам, простым гражданам?

Этот вопрос и стал темой беседы с заместителем начальника Главного
территориального управления, секретарем областной комиссии по
реализации реформы местного самоуправления в Иркутской области
Анной ХЕЦЕВОЙ.

— Анна Геннадьевна, для чего нужна реформа органов местного
самоуправления?

— Во-первых, это приближение власти к населению. Это значит, что
каждый житель вправе получить возможность реально управлять делами
собственного муниципального образования, предметно знать, как и какие
решаются вопросы, лично знать людей, от которых зависит принятие
решений. И не только во время короткого предвыборного периода, когда
на человека выливается ушат всевозможной информации о кандидатах,
которых он до этого знать не знает… К управлению придут люди, с
которыми гражданин имеет больше возможностей общаться и
поддерживать контакты, возможно, живет по соседству, общается в
жизни. Которых он сам поддерживает. Одни из них, став депутатами,
будут представлять его интересы в Думе — представительном органе
местного управления, другие, которые возглавят муниципальные
образования, будут исполнять эти полномочия от имени населения.

Обратная сторона — это усиление ответственности. Если жители
самостоятельно решают вопросы местного значения, значит, они сами
несут за них ответственность. Разумеется, со стороны государства должна
быть обеспеченность — финансовая, ресурсная, кадровая. Но жители сами
смогут решать собственные проблемы. Это позволит развивать
политическую систему «снизу», будет способствовать становлению
гражданского общества, когда каждый житель реально вовлечен в
процесс управления.

— Как сейчас устроена система управления?

— Сегодня в области структура муниципальной власти включает крупные
города и районы — это и есть центры муниципальных образований.
Каждый район разделен на сельские и поселковые администрации, где
властные функции осуществляют представители мэра — главы сельских и
поселковых администраций. На сегодняшний день они являются
муниципальными служащими и не имеют возможности для
самостоятельного решения вопросов. Они делают то, что им поручено
мэром. Завтра в этих территориальных единицах (за некоторыми
исключениями, которых требовал федеральный закон) появятся четкий
круг полномочий, конкретные финансы и ответственность за их
реализацию.

— Какие вопросы будут решаться на местах?

— Что касается самого круга полномочий, то он достаточно широк.
В основе лежит европейский «принцип субсидиарности», т.е. все, что
может быть реализовано на максимально приближенном к гражданину
уровне, там и должно осуществляться. То, что на местах решить не
удается, передается на более высокий уровень. И так поэтапно, до самого
высокого, республиканского, уровня. Федеральным законом N131- ФЗ,
статьей 14, к вопросам местного значения и подчинения отнесены
вопросы обустройства территории и основной блок жизнеобеспечения —
электро-, газо-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и снабжение
населения топливом. Практика покажет, где слабые места предложенного
распределения полномочий. Часть из них осознается уже сегодня. В
федеральный закон восемь раз внесли изменения и поправки.
Переданы на местный уровень вопросы культуры и спорта. Однако
очевидно, что такие мероприятия должны проводиться и на районном
уровне, например, чтобы существовали районные спортивные
соревнования. Поэтому сейчас идет отработка полномочий, то, как это
будет реализовываться на практике. Федеральный закон содержит норму,
которая позволяет ему не быть застывшей конструкцией. Он дает
возможность при помощи областного законодательства наделять
отдельными полномочиями муниципальные районы или городские
округа. Это значит, что если государственные полномочия могут быть
лучше и качественнее реализованы на местах, то субъект — Иркутская
область — законом может передать их на уровень городских округов и
муниципальных районов с передачей соответствующих субвенций, т.е.
финансированием и необходимым имуществом. Такой же механизм
предусмотрен между поселением и муниципальным районом: статья 15
федерального закона содержит возможность заключения соглашений.
Если на первом, поселенческом, уровне принято решение, что какая-то
функция эффективней будет реализована на районном уровне, то можно
передать часть полномочий. Но с соответствующим финансированием.
Эта норма идет красной нитью по всему законодательству — за мандатом
должно идти финансирование. Хочется, чтобы она была внедрена по
вертикали всех принимаемых решений.

— На каком этапе находится реформа?

— На сегодня сформирована вся территориальная основа двухуровневой
системы местного самоуправления. Теперь надо делать установление
границ и описаний в соответствии с требованиями земельного и
градостроительного законодательства. Этим могут заниматься только
лицензированные организации. Уже проведен конкурс и заключен
госконтракт. Деньги в бюджете области были изысканы, чтобы
реализовать эти полномочия, как предписывает федеральный закон.

Ведется большая работа по регистрации уставов муниципальных
образований. До 1 июля муниципальные органы власти должны привести
свои уставы в соответствие с законом.

Сейчас идет проработка конкретики, как это все будет осуществляться на
местах. Готова практически вся нормативная база для формирования
органов МСУ и проведения выборов.

Следующий этап — организация и проведение выборов 9 октября 2005
года. Успех во многом будет зависеть от жителей, от их активности и
участия. Впервые проводятся такие грандиозные по количеству
муниципалитетов выборы: избирательная кампания пройдет в 379
муниципальных образованиях. Гражданам предстоит выбрать главу МО и
депутатов, в некоторых территориях на районном уровне — только мэра
или только депутатов. Главное — чтобы эти выборы состоялись. Иначе
придется их проводить повторно, а это повлечет дополнительные
расходы. С первого января надо начинать работать.

Во время традиционных отчетов мэров перед населением в сельских и
поселковых администрациях обязательно рассказывается о реформах и
о том, чего ждет от них страна. Ведь в конечном счете все реформы
проводятся для жителей. И люди интересуются, задают предметные
вопросы: как будут формироваться органы местного самоуправления,
какими вопросами будут заниматься, какие контрольные полномочия
населению будут предоставляться, каковы будут механизмы наполнения
местного бюджета?

— Последний вопрос самый больной. Каким образом будут
наполняться бюджеты муниципальных образований, как будут
выстраиваться финансовые отношения?

— За поселенческим уровнем однозначно будет закреплено два вида
доходов — земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Сейчас идет государственная кадастровая оценка земельных участков,
что позволит точно рассчитать земельный налог. По сути, это основной
источник денежных средств для бюджетов первого уровня. Проведенные
расчеты бюджетной обеспеченности муниципальных образований
показали, что собственных средств у муниципалитетов будет
недостаточно. Поэтому правительством Российской Федерации в
настоящий момент прорабатываются вопросы увеличения доходной базы
МО и готовятся поправки в Бюджетный кодекс.

С другой стороны, когда мы говорим о том, что управление приходит на
места, появляются возможности развивать малый бизнес, сельское
хозяйство с тем, чтобы это развитие обеспечило экономический эффект.
Возможно, через это и будет достигнута идея удвоения ВВП.

— Какие еще вопросы предстоит решить?

— Серьезный блок вопросов связан с разграничением имущественных
прав, собственности. Сегодня готовятся перечни объектов, передаваемых
с одного уровня на другой. Мы должны отметить, что пока не определен
порядок, который бы позволил нам разграничивать имущество между
муниципальными образованиями поселенческого и районного уровней.
Этот порядок, о необходимости которого говорят все субъекты
федерации, правительству Российской Федерации следовало принять до 1
января 2005 года. Ставится под угрозу подготовка бюджетов
муниципальных образований. Не зная объектов собственности,
затратных либо, наоборот, приносящих доход, невозможно сформировать
бюджет в принципе. Если вы не знаете, что вам содержать в течение
следующего года, вы не можете сказать, сколько вам на это требуется
денег. Кроме того, муниципальные бюджеты формируются впервые,
раньше распределение средств происходило по сметному принципу.
Усложняет дело и переход на федеральное казначейское исполнение
бюджета. Вопрос формирования бюджетов на 2006 год будет очень
сложным, но, думаю, мы справимся в срок, установленный законом, — до 1
января 2006 года.

— Один из наиболее острых моментов реформы — кадровый вопрос.
Как он будет решаться?

— Сейчас параллельно идет несколько глубоких, серьезных изменений в
самой организации управления. Эти изменения требуют качественной,
глубокой проработки вопросов и высокого профессионализма
исполнителей. Сформулированы требования к руководителям
финансовых органов муниципальных образований, где требуется не
только высшее образование, но и опыт. Набрать 356 руководителей
поселенческих финорганов с опытом работы вряд ли возможно. Но мы
разрабатываем программы обучения мэров, будущих финансистов,
специалистов в сфере ЖКХ и хозуправления муниципалитетов и других
ведущих работников органов местного самоуправления. Обучение будет
проводиться в основном на базе иркутских вузов после выборов 9
октября. Формирование органов МСУ должно завершиться до 1 ноября
2005г.

— Будут ли у нас в области работать сити-менеджеры?

— Применить модель сити-менеджмента выразили желание два
муниципальных образования. Пока на государственную регистрацию
поступили официальные документы от г. Усолья-Сибирского. Законы,
обеспечивающие эту модель, мы подготовили. Это законопроект о
дополнительных требованиях к кандидатам и об условиях контракта,
заключенного с главой муниципального образования.

Модель сити-менеджмента предполагает назначение главы
муниципального образования по контракту. Назначение происходит через
конкурсную комиссию, половину которой составляют представители
региональной власти, половину — муниципального района или городского
округа. Комиссия рассматривает предложения по кандидатурам, выносит
свое решение, выбирая наиболее достойного кандидата. С ним
заключается контракт, в котором оговариваются все его права и
обязанности. Контракт может быть расторгнут либо по соглашению
сторон, либо в судебном порядке. При желании муниципалитеты вправе
отказаться от модели сити-менеджмента, внеся поправки в устав.

— Законом установлены достаточно жесткие сроки исполнения
реформы. Некоторые субъекты федерации уже обратились с
просьбой об отсрочке. Как обстоят дела в Иркутской области?

— У нас все идет в срок, установленный планом мероприятий по
реализации Закона о реформе местного самоуправления. Сейчас мы
прорабатываем полномочия, это и есть этап практической реализации
закона. По личному распоряжению губернатора созданы областная
комиссия по ходу реализации реформы и шесть рабочих групп: по
межбюджетным отношениям, по жилищно-коммунальному хозяйству,
организационно-техническому обеспечению, правовому обеспечению.
Заседания комиссии с приглашением представителей территорий
проходят еженедельно. Рабочие группы также собираются не реже одного
раза в неделю, организовываются выезды в территории. Мы пытаемся
найти точки соприкосновения, совместно решаем самые серьезные
проблемы.

От качества проработки подготовительного этапа зависит, как пройдет
реформа в целом, в каких условиях мы начнем работать 1 января 2006 года,
когда закон вступит в силу. И как изменится жизнь граждан.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры