издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С надеждой и иронией

  • Автор: Любовь СУХАРЕВСКАЯ

Новая книжка известного сибирского (вообще-то - иркутского сегодня и читинского - смолоду) поэта Ростислава Филиппова называется "Красная сотня". Не ищите в названии политического или идеологического подтекста - никаких параллелей с "черной сотней" автор не предполагал. "Сотня" - это сотня стихотворений, отобранных для этой книги. А "красная" - потому, надо полагать, что стихи эти хороши.

Но, как человек самокритичный и в то же время чуждый нарочитой
скромности, Ростислав Владимирович разделил свою книгу на две
части — «50 превосходных стихотворений» и «50 отвратительных
стихотворений».

Все это по меньшей мере интригует читателя. Но, с другой
стороны, книга не нуждается в особой рекламе. Филиппова знают не
только в Чите и Иркутске, но и в Новосибирске, Красноярске,
Москве — везде, где есть пишущие стихи и читающие стихи. Потому,
наверное, и в Иркутске презентация только что вышедшей из печати
книги стала событием — в Доме литераторов
собралось столько народу, что желающие едва втиснулись в помещение.

Биография внешняя в общих чертах известна многим: родился на
Дальнем Востоке, школу закончил в Иркутске, университет — в
Москве (это был журфак МГУ). Положив в карман диплом об
окончании вуза, он едет работать корреспондентом областной
газеты «Забайкальский рабочий», а в 77-м его пригласили в
Иркутск на должность главного редактора Восточно-Сибирского
книжного издательства, тогда — одного из крупнейших в стране.
Потом он возглавил иркутскую писательскую организацию, а через
десяток лет — областную журналистскую. Заслуженный работник
культуры России.

Биография же внутренняя поэтом пишется всю жизнь. Она в его
книгах, в его стихах. В том числе и в этой его «Красной сотне».
Филиппов издал не так много книг — всего шесть. И даже по одной
этой книге избранных стихотворений (конечно, избранных) можно
проследить ход его раздумий о счастье и несчастье, о судьбе, об
отношениях с разными людьми, о любви к женщинам и к жизни.
Цитировать их не имеет, наверное, смысла — я вообще не люблю
цитаты, вырванные от контекста всего стихотворения. Если бы оно,
стихотворение, не было нужно автору для выражения полноты
картины, он бы так и писал — короткими строками-афоризмами,
двустишиями или строфами. Некоторые авторы, кстати, так и
выражают себя. Но таких мало, и это особый какой-то жанр. У
стихотворения же должна быть не только квинтэссенция, главная
мысль, но и воздух, экспозиция, настроение. То есть та вода, в
которой растворены кристаллы. Я не вкладываю в слово «вода»
ничего обидного — попробуйте жить без нее, питаясь одними
кристаллами!

Успех книги, очевидный уже в день ее рождения, понятен: это
стихи зрелого поэта, которому есть что сказать. Простые и
лаконичные по форме, они не поражают поэтическими изысками, но
трогают сердце и разум тем, что говорят о настоящем, значимом в
этой жизни. В его строках соседствуют радость и разочарования,
надежда и ирония, жизнелюбие и горечь от того, что «все
проходит».

На презентацию книжки поэта собралось, как я уже говорила, много
разных людей, и не только писателей. Были, конечно же, и
товарищи по писательскому союзу — поэты, прозаики, и говорили о
нем очень тепло. Иннокентий Новокрещенных, Василий Козлов,
Владимир Скиф, Альберт Гурулев поздравляли с новорожденной
книгой и желали здоровья. Сменившая Филиппова на посту главного
редактора Лина Иоффе и редактор журнала «Сибирячок» Светлана
Асламова говорили о его многогранности и профессионализме. Люди
театра — режиссеры иркутянин Александр Ищенко и минчанин Валерий
Анисенко — читали стихи из книжки, да так охотно, много, со
вкусом… Пианист Борис Изаксон подарил ему пьесу Шопена,
сыгранную на писательском «рояле», а иркутский бард Валерий
Стуков исполнил песни на его стихи.

Сам Ростислав Владимирович, принимавший поздравления и
признания, был очень растроган.

— Поэзия сейчас, я понимаю, в тяжелом положении, но книжка
вышла, и спасибо за это комитету по культуре, выделившему
необходимые средства. И хотя в очередь за книжкой стихов нынче
не выстраиваются, но я так посмотрю — поэтов меньше не
становится. Пишут люди, хотя гонораров не получают, наоборот,
издавать приходится за свои деньги. И все же я уверен: поэзия не
умрет, пока будет жив хоть один поэт.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры