издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Медальная пора

  • Автор: Виктор Игнатенко

Это случается каждый год в июне: выпускники средних
школ и гимназий сдают итоговые экзамены и получают
аттестаты о среднем общем образовании. Самые
успешные выпускники становятся медалистами. Их
награждают золотыми и серебряными медалями «За
особые успехи в учении». С каждым годом число
медалистов увеличивается. В прошлом году таких
счастливчиков было более 90 тысяч. Если в советские
времена в приемных комиссиях вузов медалистов встречали с неподдельным
почтением, то сейчас в вузах их перестали любить.
Министр образования и науки Российской Федерации
Андрей Фурсенко без всякой дипломатии заявил:
«Медаль уже не является ценностью, которая
определяет качество и более высокий, чем у других,
уровень знаний». По мнению министра, привилегии при
поступлении в вуз для медалистов — не самая
правильная льгота. Поэтому он считает, что
медалистов надо зачислять в вузы на общих
основаниях. Правильно это или нет?

В свое время мне приходилось работать в приемной
комиссии юридического факультета Иркутского
государственного университета. Правда, было это
двадцать лет назад. Но даже в те годы не все
медалисты могли написать сочинение на «отлично». До
сих пор помню, как один из абитуриентов-медалистов
умудрился при написании заявления о поступлении в
университет вместо слов «золотая медаль» начертать
буквосочетание «залатой медал». Вскоре, когда
начались вступительные экзамены, этот абитуриент
получил за свое сочинение на свободную тему вполне
ожидаемый «неуд». В этом конкретном случае
неудовлетворительная экзаменационная оценка при
поступлении в вуз оказалась заслуженной, а золотая
медаль за успешное окончание школы — явно нет. И все
же в советские годы абсолютное большинство
медалистов подтверждало свой высокий уровень знаний
на вступительных экзаменах в университеты и
институты.

В последние годы «золото» и «серебро» выпускников
средних школ сильно потускнело. К примеру, сегодня в
столичных школах одна медаль приходится на 12 — 15
выпускников. Из южных российских республик в Москву
едут поступать в вузы выпускники школ, у которых
нормой стало иметь золотую медаль в приложение к
аттестату о среднем образовании. Наводнены
медалистами и приемные комиссии иркутских вузов.

Не очень высоко оценивает уровень знаний современных
медалистов и ректор Российского государственного
социального университета Василий Жуков. В этом
университете только на специальность «журналистика»
в прошлом году поступало 100 человек с медалями. В
одном из интервью Василий Жуков не без горечи
рассказал: из этих 100 абитуриентов на «отлично»
сочинения написали только 10 человек, на «четверку»
— 15 человек, на «тройку» — 45 человек. «Неуды»
получили 30 медалистов. Ректор РГСУ говорит: «Я сам
окончил сельскую школу с золотой медалью, и мне
интересно, как выглядят современные медалисты. Я
прочитал все тридцать неудовлетворительных работ и
разослал их копии директорам школ, которые выдали
этим ребятам золотые медали. Пусть тоже почитают».

Я далек от мысли, что большинство школьных медалистов
имеют липовые награды. Нет, конечно. Среди медалистов много
ребят, которые многолетней отличной учебой заслужили эту
первую в своей жизни весомую награду от государства. Но как
быть с большим числом фальшивых награждений выпускников
школ, факты которых все чаще и чаще обнаруживаются на
вступительных экзаменах в вузы? На мой взгляд, здесь есть
некий порочный круг. Решение о награждении медалью
выпускника школы принимает педагогический совет этой самой
школы. Данное решение утверждается районным или городским
отделом народного образования. Количество медалистов — это
один из важных показателей качества обучения в конкретной
школе. Круг замкнулся: школам есть смысл выпускать
побольше медалистов, тем самым существенно улучшая
показатели своей собственной работы. А там, где во главу угла
ставятся формальные показатели качества работы, которые
зависят от самих школ, соображения об обоснованности
награждений выпускников школ золотыми и серебряными
медалями отходят на второй план. Случается и такое: ученики
во главе с учителями переписывают сочинения и контрольные
работы, с тем чтобы получить только требуемые отличные
отметки. Иначе медалей будет меньше и показатели работы
школы будут хуже запланированных. Как представляется,
качество обучения в школе следует оценивать не по количеству
выданных ею медалей, а по количеству выпускников,
поступивших на бюджетные места в вузы.

С другой стороны, пока медаль будет давать ее
обладателю привилегию при поступлении в вуз, число
желающих заполучить такую медаль, в том числе и
нечестным путем, не будет уменьшаться. Что делать —
взять да и отменить эти медали? Нет, золотые и
серебряные медали «За особые успехи в изучении»
пусть останутся, но только в качестве морального
поощрения ученика. Быть может, именно при таком
подходе школьные медали из благородного металла
приобретут свой первородный блеск.

… Юный Володя Ульянов получил свою золотую медаль
после успешного окончания гимназии в 1887 году. В
этот год во всей необъятной Российской империи,
просторно раскинувшейся от Варшавы до Порт-Артура,
таких медалистов оказалось всего 18 человек.
Безусловно, в те времена не только медалистов, но и
выпускников гимназий было намного меньше, чем в наши
дни выпускников школ. Но удивительно другое: все без
исключения золотые медалисты 1887 года стали
выдающимися людьми на ниве науки, литературы,
юриспруденции и политики. История неподкупно
подтвердила: «золото» этих выпускников гимназий
оказалось самой высокой пробы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры