издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Игорь Хафизов: Пришло время горняков

Расположенный в Нижнеилимском районе Коршуновский горно-обогатительный комбинат намерен в ближайшее время приступить к освоению Краснояровского месторождения железной руды, добавив его в уже имеющийся актив из Коршуновского и Рудногорского. Сложившаяся в отрасли расстановка сил позволила горнякам впервые за много лет уверенно себя чувствовать. В нынешнем году цена железорудного концентрата на внутрироссийском рынке некоторое время оставалась выше мировой. О планах ОАО "Коршуновский ГОК" в беседе с журналистом "Восточно-Сибирской правды" Натальей МИЧУРИНОЙ рассказывает генеральный директор комбината Игорь ХАФИЗОВ.

— Какие у Коршуновского ГОКа возможности для увеличения производства?

— В прошлом году выпуск железорудного концентрата увеличился на 10%, в этом году мы
надеемся существенно повысить этот показатель. Уже сейчас мы отгружаем рекордный
объем продукции за последние 10 лет — более 400 тыс. тонн концентрата в месяц. А к 2007
году собираемся выйти на объемы в 5 млн. тонн продукции.

Конечно, в первую очередь увеличение пойдет за счет наращивания мощностей
Рудногорского карьера. К тому же мы готовы приступить к освоению Краснояровского
месторождения в Братском районе. Лицензия на месторождение принадлежит нам.
Недавно мы завершили его доразведку. Сейчас готовятся материалы в Государственную
комиссию по запасам. В начале первого квартала будущего года хотим завершить проект
и начать его согласование. В общей сложности мы намерены
добыть на этом месторождении 50 млн. тонн руды.

— В таком случае с чем связан отказ комбината от участия в тендере на Нерюдинское и
Капаевское месторождения руды в Усть-Илимском районе, который проводился в начале
этого года?

— Мы сдержанно подходим к вопросу покупки новых месторождений. Сегодня у нас
имеется более 200 млн. тонн руды только на Рудногорском и Коршуновском
месторождениях. У нас есть Краснояровское месторождение. И его надо в первую очередь
начать разрабатывать. Для освоения Нерюдинского и Капаевского месторождений надо
строить ветку железной дороги протяженностью 100 километров до основной магистрали
и обогатительную фабрику, пугает отсутствие хоть какой-нибудь инфраструктуры.

К тому же необходимо будет решать вопрос об увеличении пропускной способности
ветки от Усть-Илимска до Коршунихи. Сейчас имеется однопутка, которую активно
используют лесники, по ней идут еще и пассажирские перевозки. А если появится руда?
Кто построит дорогу и когда? Помимо этого там была высокая цена на месторождение и
очень жесткие сроки ввода в эксплуатацию на полную мощность.

— Ценовая конъюнктура позволяет сейчас поднакопить жирок. Как в компании планируют
распорядиться высокими доходами?

— Поскольку нами взят курс на увеличение производства, много средств направляется на
развитие транспортной составляющей, идет активное обновление парка машин,
оборудования обогатительной фабрики. Сейчас меняем много техники, что нам даст
возможность чувствовать себя уверенно при любой конъюнктуре. Собираемся
провести реконструкцию фабрики под рудногорскую руду. Из инфраструктурных
объектов нами недавно построена дополнительная станция, рассчитанная как раз на
увеличение перевозок руды из Рудногорска.

— Значит ли это, что в ближайшее время будут выводиться мощности расположенного в
Железногорске Коршуновского карьера?

—Раньше мы не исключали этого. Но сегодня изучаем способы продлить ему жизнь.
Сейчас срок отработки Коршунихи составляет от 17 до 25 лет. Но при существующем
проекте больше 6 млн. тонн на нем не добыть, горные работы ведутся уже на нижних
горизонтах. У нас есть желание достать не менее 90 млн. тонн, по 5-6 млн. тонн в год.
Технически возможно забраться еще глубже. На Коршунихе, кроме основной, есть еще и
вторая гора, где лежат 27 млн. тонн руды. Мы рассматриваем возможность шахтной отработки и
этого карьера. Сейчас считаем эффективность проекта.

— Наверно, об этом еще два года назад и не мечтали?

— Действительно, сбылось больше, чем мы мечтали два года назад, когда комбинат-
банкрот вместе с компанией «Мечел» боролся за подписание мирового соглашения с
кредиторами. Помогла и конъюнктура рынка, и стратегия «Мечела», купившего
предприятие. В последнее время материнская компания уделяет большое внимание
развитию горнодобывающих мощностей: к Коршуновскому ГОКу относятся не как к
сырьевому придатку, а как к перспективному активу. Изменилась психология людей,
которые к работе относятся по-другому. Люди видят, что приобретается много новой
техники и оборудования. Значительно увеличились заработки. Теперь средняя зарплата по
комбинату составляет 13 тыс. рублей, что является одним из лучших показателей в
Иркутской области. Предприятие предлагает серьезный социальный пакет для
работающих, поддерживает своих пенсионеров. Наш коллективный договор — один из
лучших в России. В этом году его объем более 50 млн. рублей.

— Какова сейчас структура обязательств КГОКа? Можно ли считать последствия дела о
банкротстве исчерпанными?

— По всем обязательствам, связанным с заключением мирового соглашения, ГОК
рассчитался в 1 полугодии 2004 года. В настоящее время планомерно идет погашение
заемных средств, которые комбинат привлек для того, чтобы рассчитаться по мировому
соглашению. В 2005 году текущую деятельность и капитальные вложения комбинат
финансирует без привлечения заемных ресурсов.

— Отказ от поставок концентрата в Китай в апреле этого года окончательно закрыл вам
этот рынок?

— В настоящее время рынок формируется в первую очередь соотношением цен на
концентрат — и российские покупатели сейчас предлагают более высокую цену.
Временный отказ от поставок по какому-либо направлению не означает, что при
изменении конъюнктуры рынка комбинат не имеет возможности вернуться к данному
рынку сбыта. Мы не связываем себя долгосрочными контрактами с КНР. Сейчас нашими
потребителями являются предприятия «Мечела», Западно-Сибирский комбинат и ряд
других предприятий.

— Так уж сложилось в нашей стране, что предприятия вынуждены нести серьезную
социальную нагрузку. Как вы планируете дальнейшую работу в этом направлении?

— Будем выполнять свои обязательства. Поскольку мы являемся градообразующим
предприятием, мы не можем себе позволить не заниматься социальными проблемами
Железногорска — ведь именно здесь живут наши работники и их семьи. Помимо
коллективного договора, в рамках которого предусмотрено множество льгот (например,
работнику и членам его семьи раз в два года оплачивается проезд к месту отдыха,
предусмотрена материальная помощь на лечение, кредитование на покупку жилья и
многое другое), мы постоянно помогаем городу и району в решении социальных вопросов.
Я, как депутат Законодательного собрания, веду депутатские приемы, на которых очень
четко видны самые болезненные проблемы. Исходя из этого, а также на основе обращений
администрации района разрабатываем программу помощи.

Решили подписать соглашение с муниципалитетом по строительству жилья. Хотим
вложить около 10 млн. рублей. Есть еще один жилищный проект. На Рудногорском
карьере работы ведутся сейчас вахтовым методом, а в 25 километрах от него
расположен поселок Янгель, из которого бегут люди. Мы хотим для наших рабочих
купить там жилье, чтобы они не мотались, а жили с семьями.

— Улучшение ситуации в отрасли помогло комбинату решить кадровые вопросы?

— Мы потеряли целое поколение горняков. В горняцком деле всегда была важна
преемственность. Когда промышленность была в коме, мы не могли предложить молодым
ничего — ни зарплаты, ни квартиры. Вот и пошли они толпами в юристы и экономисты. А
нам остро нужны инженеры, высококвалифицированные рабочие. Сейчас многое
держится на стариках. Ведь и на рабочие специальности необходимо учиться.
Экскаваторщика надо годами готовить. Кадры себе обучаем потихонечку на базе
местного ПТУ, у жителей Железногорска недавно также появилась возможность получить
высшее образование на базе местного учебного заведения. В то же время мы готовы
присмотреть кадры и в других городах. Вероятно, будем ездить по сворачивающим
производство предприятиям СУЭКа и по Украине.

— Вы уже знаете, как будете отстраивать отношения с муниципалитетами, которых с
нового года станет намного больше, чем сейчас?

— Мы готовимся к реформе местного самоуправления. У нас есть заинтересованность в
нормальной жизни не только в Железногорске, но и на территории Нижнеилимского
района. Нам важно, кто станет мэром города и района, кто будет избран в Думы. Мы
займем активную позицию.

Мы видим, что в этом вопросе надо помогать городу и району. Мы делаем ставку на своих
профессиональных, грамотных специалистов. Хотим дать поработать и проявить себя на
этом поприще молодым талантливым людям, энтузиастам. Будем помогать городу и
району еще и кадрами.

Хотя и рубль не помешает. Вот 10 сентября запускаем детский городок. Мы его разбили
на горе, где у нас лыжная база. Купили туда списанный вертолет, самолет, притащили
настоящий корабль, будет еще БелАЗ и бульдозер. Привели их в порядок. Для мальчишек
подержаться за штурвал настоящего корабля и представить себя капитаном или посидеть
за рычагами БелАЗа — абсолютное счастье. Установили беседки, качели, карусели. Есть
желание в будущем сделать детскую железную дорогу…
Дети так рады! Еще не достроили, а туда весь город
идет. Хотим, чтобы коммерсанты подключились.
Приходишь сюда и видишь: жизнь закипела, город
проснулся. Комбинат проснулся.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры